— Между Каспийском и Махачкалой автобусы ездят с субботы. В понедельник мы запустили перые автобусы и внутри Махачкалы: от новой автостанции до памятника Насрутдинову. Пока все идет гладко. В аэропорт автобусы начнут ездить, когда мы определимся с местом стоянки: хотим, чтобы она была возле багажного отделения аэропорта, — рассказал корреспонденту «ДП» руководитель автотранспортного предприятия «Автоколонна 1736» Курбан Исмаилов.
Цена проезда по Махачкале и в Каспийск – 10 рублей. Сколько будет стоить добраться на автобусе из Махачкалы до аэропорта, еще не решено. Всего в распоряжении «Автоколонны 1736» сейчас 68 новых автобусов: 60 автобусов Нефтекамского автомобильного завода, работающих на газомоторном топливе, и 8 автобусов Минского автомобильного завода специально для людей с ограниченными возможностями. По словам Курбана Исмаилова, еще 100 автобусов будет приобретено в течение 2015 года. Ими планируется обеспечить маршруты по основным улицам Махачкалы.
В автобусах марки «НефАЗ» 28 мест, а вместе со стоящими пассажирами один автобус вмещает 110 человек. В каждом предусмотрено место для детской коляски и возможность закрепить инвалидную коляску. Интервал хождения автобусов — 10 минут с 6:00 до 22:00, после десяти вечера еще час будут ездить дежурные автобусы.
В первый рейс по маршруту №100 в субботу отправилось 10 «НефАЗов». Им предстояло «обкатать» маршрут: от Троллейбусного кольца по улицам Акушинского, Гаджиева, Советская, Дахадаева, Ленина, Насрутдинова и поселок Турали в Каспийск — до остановки «Каменный карьер».
— У вас очень ответственная миссия, вы должны зарабатывать деньги для своих семей, для бюджета республики и вежливо обслуживать махачкалинцев, — напутствовал водителей руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству Дагестана Загид Хучбаров. Он отметил, что маршрутные такси и автобусы в городе смогут сосуществовать: в планах — разработать программу развития транспортной инфраструктуры Махачкалы.
На время «показательного выезда», чтобы обеспечить порядок, по всему маршруту автобуса в городе дежурили работники ГИБДД. На вопрос, приспособлен ли город для автобусного сообщения, корреспонденту «ДП» ответил начальник отдела автомобильного транспорта Агентства по транспорту и дорожному хозяйству Дагестана Якуб Худжаев. По его словам, вся проблема — в культуре вождения дагестанцев.
— Если горожане будут соблюдать правила дорожного движения, перестанут неправильно парковаться, автобусы будут ездить абсолютно спокойно. Мы будем работать над этим вопросом. Надеемся, что в ближайшее время по городу начнет ездить машина с камерами и с помощью фотовидеофиксации выявлять нарушителей. Основное внимание будет уделяться маршрутам следования автобусов, — объяснил Якуб Худжаев.
Еще 100 автобусов будет приобретено в течение 2015 года. Ими планируется обеспечить маршруты по основным улицам Махачкалы
Оснастить камерами планируют и сами автобусы. По словам генерального директора компании «Верные решения» Руслана Халифаева, видеосъемка будет вестись и внутри, и снаружи автобуса: в случае любого ЧП можно будет посмотреть запись.
— В дальнейшем мы снабдим автобусы и системой безопасности на основе ГЛОНАСС: водитель сможет в экстренных случаях передать информацию в диспетчерский пункт, — рассказал корреспонденту «ДП» Халифаев.
Уже сейчас в автобусах работают автоинформаторы: на электронном табло пассажир видит сообщение о текущей и следующей остановках, этот же текст повторяется через громкоговоритель. Первые пассажиры уже оценили комфортность новых автобусов.
— Если бы автобус был старый, я бы не сел. А здесь понравилось, — объяснил студент Али Алиев.
— Я давно ждала, когда появятся автобусы, часто езжу по этому маршруту, и теперь это будет выгоднее. Дай бог, чтобы все было благополучно, чтобы автобусы не ломались и чтобы люди их не портили, — поделилась пенсионерка Хапсат Шахбанова.