X
09:21 22.05.2018

«Бузнаса нух» – дорога предков

Выпуск - 2018 № 137

В «Дагестанской правде» от 24.09.2014 г. опубликован материал «Дорога «Бузнаса нух». Сегодня мы возвращаемся к этой теме, и читатель поймет почему. Но обо всем по порядку.

Инициативная группа, куда вошли авторы этих строк, а также наши земляки Газимагомед Хайбулаев и Магомед Гаджиев ещё Начиная с 1985 года неоднократно выступали в СМИ по проблемам и перспективам строительства так называемой «Дороги жизни» по маршруту Гимры – Чирката. Строительство этого отрезка дороги велось до 2006 года. Можно себе представить радость жителей Нагорного Дагестана, шести районов, после завершения и официальной сдачи в эксплуатацию этой жизненно важной артерии! В результате, не считая экономии времени в пути, горюче-смазочных материалов и стоимости проезда, дорога сократилась более чем на 100 км.

Как тут не вспомнить, что нашими предками в тяжелейших условиях через отвесные скалы и вдоль реки Сулак по каньону была пробита дорога, которая служила единственным и самым кратчайшим путём связи высокогорного Дагестана с предгорьем и низменной частью республики.

По рассказам аксакалов, на некоторых участках этой дороги при проезде арбы одного быка заменяли людьми, поскольку не хватало ширины дороги, чтобы по ней прошли одновременно два быка. Дорога «Бузнаса нух» была самой короткой, бесперевальной и всепогодной. Проходила она вдоль правого берега Андийского Койсу до слияния с Аварским и далее по правому берегу реки Сулак через окрестности селений Каранай, Ишкарты до Темир-Хан – Шуры (ныне Буйнакск).

Однако со временем об этой дороге забыли, она пришла в негодность. А ведь «Бузнаса нух» сокращает путь на 26 километров, не говоря уже об экономии денежных средств. К тому же мы знаем, какой крутой спуск нужно преодолеть с северной стороны Гимринского туннеля до самого села Гимры, где довольно часто случаются ДТП. Все грузовые автомобили спускаются здесь на первой скорости, из-за чего нередко горят тормозные калодки. Особенно опасно зимой, в гололёд. И еще через туннель не разрешено проезжать большегрузам, поскольку не позволяют габариты, а также бензовозам. А когда туннель закрывают, и вовсе приходится добираться в обход через Леваши, что удлиняет дорогу более чем на 100 км.

Поэтому в 2014 году за счёт добровольных пожертвований жителей горных районов начали строить «Бузнаса нух» протяжённостью 30 км и шириной 12 м. Строительство идет под руководством Магомед-Камиля Дибирова, который в свое время руководил ответственным и трудным участком при прокладке дороги Гимры — Чирката.

Бузнинский участок очень сложный, ведется в двух направлениях: севернее – от селения Чиркей и южнее – в сторону слияния двух рек.

Недавно мы прошли по старой дороге пешком и восхищались работой предков: они пробили через огромную сплошную скалу протяжённостью 5 км без какой бы то ни было техники, кувалдами и ломами дорогу шириной два метра! Строительство велось в тяжелейших условиях, горцы работали, перевязавшись страховочными веревками. На наш взгляд, историкам Дагестана надо бы поинтересоваться этой уникальной дорогой, пока строители ещё не начали буро-взрывные работы, и на память потомкам поместить фотофакты в музей истории Дагестана как исторический подвиг наших предков в XVIII–ХIX вв.

А тем временем на этом участке сделано уже немало, и по сей день ведется активная работа. Чтобы вывести строительную технику на исходные участки Сулакского каньона, пришлось пробить новую дорогу длиной более 8 км. Строительство, как было отмечено, ведется на народные деньги, которые волонтеры собирают в аульских мечетях.

К сожалению, средств, собранных на благотворительной основе, недостаточно для завершения столь масштабных мероприятий. Особенно в южном направлении, где находится проблемный участок пятой категории сложности протяжённостью 4 км (в районе Бузнинской скалы).

Мы очень надеемся, что наши состоятельные земляки-дагестанцы не останутся в стороне и не пожалеют денег на «Бузнаса нух», чтобы завершить дорогу хотя бы в гравийном варианте к концу этого года. В случае возникновения вопросов можно связаться с руководителем стройки Магомед-Камилем Дибировым (тел.: 89887782118, 89285952976).

Надеемся также, что на строительство этой дороги обратят внимание и республиканские власти, поскольку без улучшения инфраструктуры данного региона не может идти речь об экономическом развитии горного Дагестана. В Ботлихе и Хунзахе базируются, как известно, воинские части Вооружённых Сил России, а в Цумадинском и Цунтинском районах – пограничные заставы. А с реконструкцией дороги путь до них значительно сократится.

Похожие

Новая «одежда» для дорог

22
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» уже стал историей. С начала этого года...

Фактор развития

22
Всего год с небольшим назад, в марте 2024-го, Глава Дагестана Сергей Меликов, руководитель...

Индикатор качества жизни

29
Недаром дороги называют артериями жизни, кровеносными сосудами экономики. Наличие хороших и...

Прокладываются дороги жизни

42
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Прокладываются дороги жизни

36
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Новые дороги в новую жизнь

46
Много лет назад мне понадобилось из Кубачи поехать в Акуша. Хотя расстояние между этими...

Дороги жизни

34
Без развития дорог невозможно представить какое-либо развитие в принципе. Не случайно все...

Тогда были тропы

38
Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной...

Ширятся артерии жизни

14
Модернизация автодорожной инфраструктуры – первоочередная задача для Дагестана. Она...

Статьи из «Общество»

Энтузиасты 43-й параллели

24
Одно из старейших географических обществ мира Всероссийская общественная организация...

Что изменилось в ПДД с 1 сентября

27
Российские автомобилисты должны быть готовыми к ряду...

Великий революционер и боевой комбриг

11
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения...

«Меня нашли…»

41
Эта история началась в прошлом году, когда керчанин Станислав Мамуль, поисковик с большим...

Синоптики прогнозируют циклон ужаса

13
Прощаясь с летом, выражаем благодарность Всевышнему за опровержение пессимистичных прогнозов, озвученных некоторыми...

Труд под контролем профсоюза

10
Отчетно-выборная конференция профсоюзов проходит раз в пять лет. На нынешней 36 делегатов...

Невежливые перевозчики

11
Общественный транспорт – это кровеносная система любого города, а водители – ее ключевые...

Лето без «пустых» дней

10
Три месяца и три смены, наполненные играми и новыми открытиями. Этим летом тысячи ребят из...