Купить PDF-версию
X
00:16 20.05.2016

Был такой спорт…

Трудно представить, что в 70-80-х годах Дагестан считался республикой, где военно-прикладные и технические виды спорта были в большом почете, а занимавшиеся ими отчаянные парни и девушки были одними из лучших в огромной стране. Автогонки, мотокросс, авиаспорт, спортивная стрельба, водно-моторный спорт, радиоспорт, моделизм. Во всех этих дисциплинах у нас были мастера высокого уровня, вплоть до всесоюзного и даже международного. О каждом из этих исчезнувших у нас видов спорта можно долго рассказывать, и в каждом виде есть свои люди-легенды. Взять автоспорт.

В конце 60-х годов прошлого века в областном комитете ДОСААФ начали широко развивать автомобильное многоборье. Этот вид автоспорта имел огромное народнохозяйственное и прикладное значение, поэтому широко культивировался в республике. В каждом автомотоклубе городов и районов были созданы спортивные секции по автомногоборью. В фигурном вождении и скоростном маневрировании отличались братья Казбек, Руслан и Валерий Султановы, которые вскоре стали лучшими не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. Один из братьев, Руслан, стал непревзойденным мастером на всесоюзном уровне в скоростном маневрировании на грузовом автомобиле.  

Автоспорт в стране набирал силу, и в 1978 году Дагестанская оборонная организация по разнарядке ЦК ДОСААФ получила гоночные автомобили «Эстония». Эти очень похожие на болиды Формулы-1 автомобили оснащались агрегатами ВАЗовского автозавода и предназначались для участия в чемпионатах СССР, России и стран социалистического лагеря по автогонкам. Костяк сборной команды Дагестана составили Валерий Султанов, Арслан Хашаев, Винидикт Гутевич, Абдулла Абдуллаев и Руслан Ашуев.

На автокольцевых трассах в Киеве, Прибалтике, Грузии, где проводились чемпионаты России и СССР по автогонкам, вскоре выяснилось, что дагестанские автогонщики превосходят многих спортсменов из Москвы, Горького, Тольятти, Самары, где автоспорт был традиционно развит куда сильнее, чем в Дагестане. В 1986 году наша команда стала серебряным призером чемпионата РСФСР, а тренер Валерий Султанов, выступая в личном зачете, дважды добился чемпионского титула. Включенный в сборную РСФСР, он на протяжении нескольких лет принимал участие в чемпионатах СССР, где лучшим его достижением стало 4-е место. В 1985 году он стал первым и единственным пока в Дагестане мастером спорта СССР по автоспорту.

В республике был развит еще и картинг – гонки на микроавтомобилях. Езду на картах по динамике и накалу борьбы можно сравнить с гонками в Формуле-1. Недаром все известные пилоты этой королевы автогонок, включая семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, начинали с картинга. Команда картингистов под руководством Геннадия Горобинского с успехом принимала участие в соревнованиях на уровне Юга России.

Один из разносторонне одаренных гонщиков Винидикт Гутевич, сын старшего тренера областного автомотоклуба ДОСААФ Юлиана Гутевича, начал ездить на спортивном мотоцикле с 8 лет, а с появлением картов стал заниматься и автоспортом. На пике спортивной карьеры он имел титул более чем двадцатикратного чемпиона Дагестана, многократного чемпиона Юга России по мотокроссу и картингу, серебряного призера чемпионата России по автокольцевым гонкам.

Вот интересный пример. В 1985 году чемпионат РСФСР в Киеве по автогонкам и первенство Дагестана по мотокроссу совпали по времени. Винидикт, несмотря на то, что уже два года мотокроссом не занимался, снова сев на мотоцикл, легко победил всех других участников, среди которых были и очень сильные мотогонщики из Чечено-Ингушетии. Сразу же после награждения он на спортивном автомобиле с болидом «Эстония» на прицепной тележке выехал в Киев, где и завоевал серебро в составе команды автогонщиков.

Славная эпоха военно-прикладных и технических видов спорта в Дагестане закончилась в 1991 году вместе с распадом СССР и возникшими проблемами финансирования со стороны  Всесоюзного оборонного общества. Особенного драматизма развал спорта в ДОСААФ достиг именно в нашей республике. Бывшие военные политработники и армейские офицеры, случайно оказавшиеся тогда у руководства областным комитетом ДОСААФ, были далеки от понимания роли военно-прикладных и технических видов спорта и их значения в народнохозяйственном развитии страны и воспитании молодежи. Все их рассуждения с высоких трибун о патриотизме, преданности Родине и технической подготовке для службы в армии оказались просто словами. Все секции по автоспорту, мотокроссу и другим видам, где занимались будущие воины, были закрыты, команды, тренеры, специалисты и спортсмены высокого уровня выставлены на улицу. Уникальная техника частью пошла с молотка, а частью была разворована.  

В 2001 году в условиях жесточайшей экономии средств оборонного общества, когда потребовалось участие республики в соревнованиях первенства ЮФО по автомногоборью в Пятигорске, разыскали прежних чемпионов, которые опять же во главе с Валерием Султановым там легко заняли второе общекомандное место.

Сейчас ни автоспорта, ни других технических и военно-прикладных видов спорта в Дагестане в связи с отсутствием какого бы то ни было финансирования со стороны ДОСААФ России уже нет. Нынешний руководитель Дагестанского отделения ДОСААФ Шамиль Алиев в новых условиях хозяйствования в силах содержать только команды по авиа­модельному спорту,  двое членов которой входят в сборную России, радиоспорту и рукопашному бою, не требующие больших финансовых затрат и существующие благодаря энтузиазму.

Можно привести много примеров влияния личности на ход истории – в данном случае на развитие автомобильного, мотоциклетного, авиационных, стрелкового видов, радиоспорта. Об одном из них – первом в Дагестане мастере спорта СССР по мотоспорту Юлиане Викторовиче Гутевиче, благодаря которому в Дагестане появились и получили развитие в 60-80-х годах мотоспорт и автоспорт, я расскажу в следующих выпусках нашей рубрики. Этого увлеченного человека, посвятившего всю жизнь развитию авто- и мотоспорта, не стало в 1993 году, вместе с ним ушло и его дело. Но это уже другая история…

Статьи из «Общество»

Три ягоды сакуры

4
Приезд в Дагестан иностранного туриста в то время был явлением неординарным. А тут сразу...

Экономим на ОСАГО

3
ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. По закону эта страховка должна быть у каждого водителя. Если по вине...

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

4
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

9
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

8
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

12
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

21
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

12
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...