Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 04 марта, Чт

Махачкала

Weather Icon

Детям нужен диалог

A- A+

С трудностями речи сталкиваются как дети, так и взрослые. Если у первых это происходит из-за особенностей только что сформировавшегося речевого аппарата, то у вторых – в результате полученных физических и психологических травм. Как бы то ни было, и тем, и другим нелегко выражать свои мысли, да и общение с окружающими дается непросто. Тогда на помощь приходят логопеды – специалисты, предупреждающие и корректирующие дефекты речи. Свой профессиональный праздник они отмечают 14 ноября.

Логопед играет немалую роль в жизни семьи, где растет ребенок с дефектами речи. Вспомним двухсерийный советский комедийный художественный фильм режиссера Алексея Коренева, созданный на основе пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам», снятый в 1977 году. Ради внучки Изольда Тихоновна обращается к логопеду. Ролан Быков, мастерски играющий роль специалиста, ставит Леночке диагноз: «У вашей фефочки проблемы с фикцией», при этом он сам не в состоянии выговорить и половины букв алфавита.

Дагестанским детям, родители которых обратились за специализированной помощью к логопеду-дефектологу Асият Батиевой-Магомедовой, повезло: более 15 лет выпускница специального дефектологического образования ДГПИ помогает им улучшить речь и тем самым качество жизни будущих врачей, артистов, учителей, инженеров, программистов…

Логопед, по словам Асият Магомедовны, – это педагог, занимающийся не только постановкой звуков, он работает над расширением и обогащением словарного запаса ребенка, а также развитием мышечных функций, таких как внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, над коррекцией грамматических ошибок.

– Асият Магомедовна, можно ли в развитии речи ребенка «упустить момент»? До какого возраста нарушения легко исправляются?

– До сих пор, увы, бытует мнение, что к логопеду нужно обращаться в пять лет. Самый же благоприятный период – это возраст от двух до трех. А в пять скорректировать уже сформировавшуюся речь в разы сложнее. Если родители видят, что ребенок отстает от норм речевого развития, т.е. у него речь не такая, как у его сверстников, то это повод обратиться к специалисту. Переживать или стесняться не стоит. До 5 лет очень многие папы и мамы игнорируют речевое поведение детей, думая, что ребенок перерастет и все пройдет. Обращаются к логопеду такие родители, как правило, непосредственно перед школой. Но нельзя забывать, что, если у ребенка нарушена речевая функция, ему будет сложно выражать свои мысли и просьбы, социализироваться в коллективе. Поэтому важно обратиться вовремя, не слушая советов некомпетентных людей, «сопереживающих» соседей и родственников. Наверстать упущенное сложно.

Дети любят говорить и слушать. Ребенку нужен диалог, а не родители, физически находящиеся рядом, но уткнувшиеся в свои гаджеты

– А как определить, хорошо или плохо говорит ребенок, достаточно ли развит для своего возраста?

– Нормы речевого развития описаны в научной литературе. Согласно этому в год ребенок должен выговаривать от 5 до 10 слов. Это такие слова, как «мама», «папа», «дай», а также звукоподражания. В полтора года нормой считается знание от 20 до 40 слов, а в 2 года развивается фразовая речь. Лучше всего определить словарный запас ребенка удается в игровой форме. В непринужденной беседе он рассказывает, как зовут его, родителей, братьев и сестер, каких животных он любит и в какие игры предпочитает играть.

– Какова тенденция: детей с дефектами речи становится меньше или их количество увеличивается?

– За мою личную практику, а это работа в махачкалинских муниципальных садах №№ 69,31 и нескольких частных, детей с нефункциональными нарушениями становится, к сожалению, больше. Это дети с нарушением нормального тонуса мимических и жевательных мышц, с нарушением носового дыхания. Это связано с тем, что у ребенка очень долго, порой до 4 лет, сохраняются «вредные» привычки, такие как сосание пустышки, бутылки, пальца, когда ребёнок употребляет жидкую и пюрированную пищу и.д.

– Почему такие звуки, как «р», «л», «ж», «ш» являются самыми труднопроизносимыми для малышей?

– Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Но чаще отмечается неправильное произношение трудных по способу артикуляции звуков: сонорных («р», «л»), шипящих («ш», «ж», «ч», «щ»). Для их произношения нужна хорошая струя воздуха, а также подъем языка. Если к 3-4 годам ребенок не произносит их или пропускает в речи, то это совершенно нормально, но если не освоил эти звуки и в 5 лет, то это повод для обращения к логопеду.

– А почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение этих звуков, другим же требуется помощь?

– У детей может быть недоразвит фонематический слух, его не стоит путать с физиологическим. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что ребенок не различает «ж» и «ш», но через пару занятий мы, как правило, справлялись с этой логопедической проблемой. Труднее бороться с дефектами речи, вызванными миофункциональными нарушениями – это нарушение нормального тонуса мышц артикуляционного аппарата. Это может быть связано с укорочением уздечки языка, губ, слабой круговой мышцей рта, дефектами прикуса.

– Нужно ли заставлять ребенка правильно произносить звуки? Каков алгоритм действий родителей?

– Глупо требовать от маленького человечка, который только-только учится говорить, правильной артикуляции. Если же ребенок ходит к логопеду и отрабатывает домашнее задание, то стоит корректно направлять его в правильное русло и вести контроль за речью. В любом случае лучше проблему решать после обращения к квалифицированному специалисту. Общими усилиями проблема сойдет на нет.

– Какова роль культуры речи в семье? Сказывается ли неправильная речь родителей на ребенке?

– Ребенок как губка впитывает информацию, в том числе и речь. Поэтому родители должны уделять особое внимание собственной речи. От года до шести лет речь родителей – образец для подражания, основа последующего речевого развития. На самом деле «генетическое» влияние чувствуется при первой же консультации. Но если для исправления речи старших нужно приложить колоссальные усилия, то у ребенка речь исправляется и легко корректируется.

– Мы понимаем, что любое развивающее занятие требует финансовых затрат, их не все могут себе позволить. Как можно самостоятельно заниматься дома?

– Конечно, как говорят: зри в корень. Я бы хотела обратить внимание молодых родителей на раннее развитие ребенка. Проследить, как он (она) сосет грудь. Если в этот период появились проблемы с сосанием, то причиной этому может быть укороченная уздечка. Также не стоит держать ребенка на пюрированной и жидкой пище, необходимо вовремя вводить в рацион твердую пищу. Кстати, очень полезно «грызть» морковку, яблоки и т.д. Обратите внимание на то, как дышит ваш малыш. Если спит с открытым ртом, то есть вероятность образования аденоидных разрастаний, нарушения нормального тонуса мышц речевого аппарата и формирования прикуса, нарушения полноценного дыхания. Учите детей правильно пережевывать пищу.

– Какие пособия порекомендуете для занятий?

– Вы, конечно же, можете прочитать литературу, но в раннем возрасте рекомендую играть со своими детьми. «Живая» игра способствует сближению семьи, и неважно, в прятки вы играете или в догонялки. Забудьте на время о гаджетах, телевизорах и прочих благах. Дети любят говорить и слушать. Ребенку нужен диалог, а не родители, физически находящиеся рядом, но уткнувшиеся в свои гаджеты.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»