Эпоха Бутомы
Так военные моряки называют период с середины 40-х годов до середины 70-х, когда у руля военной судостроительной промышленности стоял наш земляк, советский судостроитель и государственный деятель, организатор производства, Председатель Государственного комитета Совмина СССР по судостроению, доктор технических наук, профессор Борис Евстафьевич Бутома.
Он родился в мае 1907 года в г. Порт-Петровске Дагестанской области Кавказского наместничества (ныне г. Махачкала). Трудовую деятельность начал в 1920 году слесарем на судостроительном заводе в Севастополе, где проработал до 1932 года. В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности инженера-судомеханика.
В 1936-1944 годы работал на судостроительном заводе № 202 («Дальзавод») во Владивостоке мастером, сдаточным механиком, ответственным сдатчиком эскадренного миноносца проекта № 7, начальником отдела, заместителем главного инженера. Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути. В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику. В 1944-1948 годы – главный инженер, затем директор судостроительного завода № 340 в г. Зеленодольске Татарской АССР. В 1948-1949 годы – начальник 3-го Главного управления, а в 1952 году – начальник 9-го Главного управления, а 1953 году – начальник 4-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР, затем заместитель министра. С декабря 1957 по март 1963 гг. – председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по судостроению, министр СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1959 года за выдающиеся достижения и большой вклад в выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники Борису Бутоме было присвоено звание Героя Социалистического труда. С марта 1963 по октябрь 1965 гг. Председатель Государственного комитета по судостроению СССР – министр СССР. С октября 1965 года и до последних дней жизни он работает министром судостроительной промышленности СССР.
С его именем связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского военно-морского флота не было. В то время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в эпоху Бутомы, находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот Страны Советов стал океанским. За свою деятельность по развитию Военно-морского флота СССР и усилению его боевой мощи он неоднократно поощрялся не только наградами СССР, но и некоторых зарубежных стран.
В 1949 Б.Бутома стал лауреатом Государственной (Сталинской) премии, а в 1974 был удостоен Ленинской премии. Ему установлены памятники в городах, где проходила его трудовая деятельность, и его имя носят заводы, улицы и площади в разных городах страны, а также гражданский нефте-рудовоз и танкер Тихоокеанского флота ВМФ.