Купить PDF-версию
02:10 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
12:10 01.06.2012

Эпоха Бутомы

Так военные моряки называют период с середины 40-х годов до середины 70-х, когда у руля военной судостроительной промышленности стоял наш земляк, советский судостроитель и государственный деятель, организатор производства, Председатель Государственного комитета Совмина СССР по судостроению, доктор технических наук, профессор Борис Евстафьевич Бутома.

Он родился в мае 1907 года в г. Порт-Петровске Дагестанской области Кавказского наместничества (ныне г. Махачкала). Трудовую деятельность начал в 1920 году слесарем на судостроительном заводе в Севастополе, где проработал до 1932 года. В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности инженера-судомеханика.

В 1936-1944 годы работал на судостроительном заводе № 202 («Дальзавод») во Владивостоке мастером, сдаточным механиком, ответственным сдатчиком эскадренного миноносца проекта № 7, начальником отдела, заместителем главного инженера. Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути. В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику. В 1944-1948 годы – главный инженер, затем директор судостроительного завода № 340 в г. Зеленодольске Татарской АССР. В 1948-1949 годы – начальник 3-го Главного управления, а в 1952 году – начальник 9-го Главного управления, а 1953 году – начальник 4-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР, затем заместитель министра. С декабря 1957 по март 1963 гг. – председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по судостроению, министр СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1959 года за выдающиеся достижения и большой вклад в выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники Борису Бутоме было присвоено звание Героя Социалистического труда. С марта 1963 по октябрь 1965 гг. Председатель Государственного комитета по судостроению СССР – министр СССР. С октября 1965 года и до последних дней жизни он работает министром судостроительной промышленности СССР. 

С его именем связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского военно-морского флота не было. В то время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в эпоху Бутомы, находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот Страны Советов стал океанским. За свою деятельность по развитию Военно-морского флота СССР и усилению его боевой мощи он неоднократно поощрялся не только наградами СССР, но и некоторых зарубежных стран.

В 1949 Б.Бутома стал лауреатом Государственной (Сталинской) премии, а в 1974 был удостоен Ленинской премии. Ему установлены памятники в городах, где проходила его трудовая деятельность, и его имя носят заводы, улицы и площади в разных городах страны, а также гражданский нефте-рудовоз и танкер Тихоокеанского флота ВМФ.

 

Статьи из «Общество»

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

30
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

26
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

15
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

129
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

43
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...