Купить PDF-версию
15:33 | 01 июля, Вт
Махачкала
X
06:13 17.04.2008

Гендерные особенности адаптации

Северный Кавказ является регионом, где традиционализм имеет свои крепкие корни в нормах религиозных и адатных культурных ценностей. В связи с ростом исламского религиозного самосознания, с одной стороны, и усилением влияния глобальных перемен, с другой, вопрос о том, каковы тенденции в адаптационном восприятии религиозным сознанием светских перемен, вызывает научный и практический интерес.

В научной литературе существует множество определений понятия гендер. Это и понятно, так как оно появилось в научно-терминологическом аппарате относительно недавно, начиная с 1960-х гг. XX века. Одно из признанных определений гендера дано международным феминистским сообществом. Смысл данного определения сводится к тому, что понятие гендера «используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола».

Иногда под гендерным понимают не только типичное социальное поведение, определяемое принадлежностью к биологическому полу, но и желаемое поведение.

«Женская» категория активно используется в феминистской теологии.     Многие современные исследователи утверждают, что традиционные религии нивелируют женский  опыт  веры  и  потребности женщин в религиозном самовыражении.

В современной феминистской теологии общепризнаны четыре направления: ревизионистское, реформистское, революционное и реджектионистское.

Ревизионистское направление феминистской теологии основано на либеральной критике религиозных традиций и структур языка, использующегося в религиозных ритуалах. Цель ревизионистов — корректная интерпретация священных текстов с позиций гендерного равенства.

Реформистское направление требует изъятия текстов, способствующих продуцированию и подтверждению стереотипов гендерного неравенства.

Революционное феминистское направление выступает за ограничение влияния традиционных религий, полный учет в религии женского опыта постижения Божественного.
«Отвергающие» теологии феминизма требуют введения абсолютно новых, альтернативных форм веры и обрядов, основанных на понимании потребностей женского духовного развития.

В дагестанском исламском сознании пока еще нет каких-либо организованных форм феминистской теологии. Это означает, что женщина в вопросах ислама в рамках публичной веры не выражает своего особого понимания веры. В смысле религиозного самосознания, своего места в исламе женское гендерное пространство совпадает с гендерным пространством мужчины. Но в онтологических аспектах исламского бытия эти пространства достаточно асимметричны. Например, по Корану «… одним (мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т.е. женами)…», «Призовите в качестве свидетеля двух известных вам мужчин. Если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин…», «Женщины ваши — пашня ваша…».   Мусульманке запрещено (харам) выходить замуж за иноверцев. Мусульманину   запрещено жениться на язычницах или неверующих, но разрешен брак с христианками и иудейками. Мужчина имеет право на многоженство (при   определенных условиях). Наследственное право мусульман определяет   преимущественные права мужчин перед женщинами.

Исследование гендерных особенностей адаптации дагестанцев в разрезе религиозно-светских отношений показало следующее: у женщин наблюдается более мягкое восприятие религии и атеизма. Среди женщин процент называющих себя «убежденно верующими» в 1,7 раза меньше, чем среди мужчин. Процент «неверующих» среди женщин меньше данного показателя у мужчин в 1,4 раза, среди «убежденно неверующих» — в 1,9 раза. Зато среди женщин преобладают просто «верующие» — 69,2%. Среди мужчин таковых 50,8%; по опросам разных лет о своей вере в Бога заявляли: в 1996 г. -88%; в 1998 г. — 84,1%; в 2000 г. — 82,5%; в 2004 г. — 79,1% опрошенных. Как правило, женщин, считающих себя верующими, оказывалось на несколько процентов больше, чем мужчин. Только в последнем опросе (2004 г.), где была предложена более гибкая структура ответов на вопрос о вере, разница в общей численности так или иначе относящих себя к верующим мужчин и женщин оказалась значительной — 8,8%. Тем не менее, 58,9% мужчин и только 44,8% женщин придерживаются консервативной позиции: «Мусульманская религия должна быть такой, какой была при Пророке Мухаммаде». Модернизм в исламе признают 35,1% женщин и 25,7% мужчин. Эти результаты говорят о лучшем адаптационном потенциале женщин, по сравнению с мужчинами. Женщины выразили лучшую, по сравнению с мужчинами, готовность не противопоставлять исламские нормы законам государства проживания. Ответ: «Мусульмане должны строго следовать законам и нормам тех государств, которые их приютили» приняли 21,8 % мужчин и 26,4% женщин. А другой, более конкретный ответ «Мусульмане должны соблюдать законы государства проживания, но жить по исламу в быту, в личных отношениях», выбрали 55,9% мужчин и 56,5% женщин.

Существенные различия между мужчинами и женщинами выявились в их отношении к некоторым нормам современной экономической жизни. Так, женщины в большей степени, чем мужчины, склонны к нормам целерациональности (53,1% против 47,5% у мужчин). Также они в меньшей степени выразили согласие с религиозно-ценностной рациональной деятельностью (36,8% против 45,5% у мужчин). Другой вопрос, ответы на который показывают большую ориентированность женщин на светские нормы, был следующий: «Как Вы считаете, можно ли в современных условиях мусульманину получать проценты (риба) с денег, отданных в долг?». Ответ: «Нет» дали 45% мужчин и 28% женщин. Но когда речь зашла о помощи человеку в пределах «разумных процентов», более одной трети женщин (33,9%) одобрили «рибу». (У мужчин — 19,3%). В отношении принятия «рибы» как мужчины, так и женщины мало значимым считают разрешение духовных лиц. Но и здесь женщины в два раза меньше, чем мужчины, склонны считаться с духовными авторитетами.
Символами гендерного мужского пространства часто определяют рационализм мужского мышления, в отличие от эмоционального, интуитивного, «правополушарного» женского. Это общее правило не всегда подтверждается. Например, в ответах на вопрос о роли разума и веры в различении добра и зла женщины в преобладающем большинстве (65,3%) считают, что «человеческий разум способен различать добро и зло независимо от веры в Бога». У мужчин эта позиция выбрана у 55,4 процента.

Одобрительное отношение к многоженству среди мужчин почти в пять раз больше, чем среди женщин (23,3% против 5,0%).

Отрицательное отношение к многоженству среди женщин почти в два раза больше, чем среди мужчин (68,6% против 37,1%).

Среди причин отрицательного отношения к многоженству на первом месте у женщин уважительное отношение к своей личности («Хочу быть единственной и неповторимой» — 51,5%) и оценка многоженства как явления безнравственного — 27,2%. У мужчин на первом месте «невозможность материального обеспечения нескольких жен» (25,7%), на втором — религиозная: «Я не смогу одинаково любить их, как требует Коран, и возьму на себя грех» — 16,3%. Доводы нравственного характера у мужчин на втором месте — 14,9%. Этот показатель значительно ниже, чем у женщин (27,2%).

Основной вывод исследования сводится к тому, что гендерное адаптационное пространство женщины значительно больше, чем мужское, пересекается с пространством общечеловеческих светских ценностей.

 

Статьи из «Общество»

Флаг на вершине

12
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Каким будет Избербаш будущего

11
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Гараж и коррозия

13
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

10
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

10
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Генерал, не знавший поражений

18
Он был храбрым воином и выдающимся полководцем, одним из...

Танковая колонна

6
Во время Великой Отечественной войны каждый шестой танк и самолет были построены на...

Народная война

36
В предстоящее воскресенье, 29 июня, в России отмечают День партизан и подпольщиков. В Год...