Источник нашей силы
Говоря о возможностях дагестанской традиционной этнической культуры, обратимся к народной мудрости дагестанцев, которая гласит: семью свою одобряй, друзей – радуй, с родителями будь ласков, с соседями – уживчив, с гостями – приветлив, со старшими – почтителен.
Огромную роль в традиционной жизни дагестанцев играла сельская община (сельское общество), именуемая арабским словом «джамаат» (от араб. джамаа – общество, община, собрание). Дагестанский джамаат был сложным общественно-политическим организмом, устроенным в соответствии с традициями, действующим по традициям и регулируемым традициями. И держался он благодаря стараниям старшего поколения-хранителя этих традиций. В традиционной общине был распространен обычай, согласно которому любой старший имеет право по своему усмотрению дать оценку или совет любому младшему, не дожидаясь, когда тот его об этом попросит. И каждый член джамаата знал, что любой антиобщественный и антиличностный поступок его будет зафиксирован, а наказание будет неотвратимым, никто и ничто не поможет ему избежать наказания.
Такая ситуация существенно сдерживала основную массу общинников от попыток совершить преступление. Однако, оказавшись за пределами своей общины, где царил тотальный контроль, какая-то часть жителей общины, преимущественно из числа молодежи, могла позволить себе антиобщественные поступки и даже преступления, от позора за совершение которых их родители были готовы умереть.
Молодежь ежегодно уезжает в города внутри Дагестана. Кроме того, в поисках заработка дагестанские мигранты, в основном из сельской местности (68% всех мигрантов), выезжают за пределы республики. Молодые дагестанцы из сел с традиционным этнокультурным укладом, будучи оторванными от воздействия старших, попадают в различные террористические сети.
Процессом маргинализации охвачено, по наблюдениям, примерно 20% молодежи Дагестана, поэтому с этими маргинальными слоями населения в срочном порядке необходимо вести активную работу по возрождению у них дагестанских этнокультурных ценностей.
В религиозной сфере дагестанские этнокультурные традиции всегда основывались на умеренном исламе и светском исламе. В последнее время выросло и сформировалось исламское сообщество, настроенное более радикально, чем традиционные исламские институты.
Нужна работа по усилению в дагестанском сообществе позиций ученых, журналистов, общественных деятелей, просветительской и образовательной составляющей. Необходимо больше и лучшего качества просветительских изданий, рассчитанных на массового читателя, включая школы и граждан пенсионного возраста. Учитывая специфику Дагестана, издания должны печататься на всех языках народов республики.
С каждым годом растет многоэтничность трудовых коллективов, учебных заведений, городов и части районов республики. В силу историко-этнографических особенностей в республике накоплен большой положительный опыт межэтнического, межнационального общения, чуткого отношения к национальным чувствам других народов, национальным различиям. Благоприятная атмосфера межнационального общения в Дагестане отмечена многими, кто бывал в республике, прежде всего исследователями национальных отношений. И это, безусловно, необходимо пропагандировать для воспитания толерантности среди молодого поколения. Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать будущее народа – посмотри на его молодежь». Нынешнее поколение в ответе за будущую молодежь Дагестана.
В Дагестане в настоящее время примерно в каждой десятой, а в городах – в каждой четвертой семье муж и жена – представители разных национальностей. Поэтому в республике имеется значительное число молодых людей национально-смешанного происхождения.
Специальными этносоциологическими исследованиями установлено, что такие лица отличаются позитивным отношением к межнациональным контактам, легче адаптируются в многонациональной среде. Установлено также, что более половины молодых дагестанцев имеют среди друзей лиц иной национальности.
Надо отметить, что чувство общедагестанской солидарности и единства находит отражение в понятии «дагестанец», выражающем процессы межнационального сближения и приобретающем особый социально-этнический смысл за пределами республики.
Молодежь ориентируется не только на современную культуру, в том числе на так называемую молодежную субкультуру, но и на ценности традиционной этнической культуры, в частности на национальные обычаи, нормы поведения и общения.
Надо уважать молодежь хотя бы потому, что в соответствии с эволюцией последующее поколение по определению добрее и умнее нас.
Необходимо чаще знакомить молодежь с праздниками, обычаями и обрядами народов Дагестана, Северного Кавказа, Поволжья, Центральной России, Сибири, Дальнего Востока. В то же время информация об истории и культуре народов Дагестана и Северного Кавказа, представленная в программе по истории России для средних школ и вузов, крайне скудна. Из-за незнания истории и культуры других народов нередко возникают необъективные, мешающие формированию толерантных убеждений мнения об уровне культуры и национальных особенностях дагестанцев, северокавказцев. Эти издержки могут быть компенсированы чтениями лекций, проведением бесед, показом документальных фильмов о прошлом и настоящем Дагестана, Северного Кавказа и других регионов России.
Бытование национальных стереотипов, содержащих порой неадекватные оценочные суждения о достоинствах своей и недостатках других национальностей, основано на искаженном и предвзятом отражении национально-культурных особенностей. Поэтому необходим дифференцированный подход с учетом социального происхождения, места рождения (город, село, другая республика) и т. д. Надо помнить, что народы России связаны общностью исторической судьбы. Она – основа нашего сближения, прошедшего через тяжелые испытания. Источник нашей силы – в свободном развитии национальных культур, обогащенных духовным опытом других народов России.
Истинно дружественные и доброжелательные отношения между народами России возможны только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа, широком общении между ними. Поэтому в общеобразовательных школах и вузах необходимо изучать и распространять знания об истории и культуре народов нашей страны, создавать благоприятные условия для формирования культуры межэтнического общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации. Эти знания станут основой развития межэтнических и межрегиональных культурных связей, которые необходимо реализовать принятием соответствующих региональных программ. Особое место в Дагестане занимают мероприятия по развитию этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширению государственной поддержки национальных видов спорта, проведению спартакиады народов России, в том числе народов Северного Кавказа.
Нам необходимо всячески способствовать изучению этнографии народов Дагестана, Северного Кавказа, России в целом, других культур в целях дальнейшего расширения контактов национальных культур, их взаимного обогащения, создания лояльных, дружественных отношений между народами нашей страны, нашего региона, нашей республики. В результате взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимообогащения после многовековой апробации был накоплен огромный гуманитарный опыт толерантного общения в полиэтнической среде в условиях множества политических структур. Этот опыт – достояние и гордость дагестанского общества.
В дагестанцах, как правило, высоко развито чувство национальной гордости. Они принципиальны, когда дело касается человеческого достоинства, фамилии, национальной принадлежности, родного селения, района, республики. Вместе с тем нужно довести до сознания каждого молодого человека, что чувства национального достоинства, приверженности к национальной культуре, родному языку, традициям и ценностям присущи представителям всех народов нашей страны. Любые формы пренебрежительного, высокомерного отношения к людям другой национальности, любые высказывания или действия, задевающие национальную гордость, национальные чувства, должны рассматриваться как в высшей степени аморальные, недостойные российского гражданина.
Переплетение этнонационального и религиозного можно видеть в традициях и обычаях, во вкусах и привычках верующих, проявляющихся главным образом в сфере бытовых и семейно-бытовых отношений. Поэтому эту особенность необходимо учитывать в воспитании юношества Дагестана. При этом смешение этнонациональных и религиозных элементов надо рассматривать как одну из особенностей многоэтничного Дагестана.
Чем больше мы будем узнавать о культуре и традициях других народов, тем лояльнее мы будем относиться к ним, тем меньше возможностей будет у радикалов, экстремистов и террористов вовлекать в свои сети не получивших соответствующего воспитания молодых людей.
Для достижения общественно-политической стабильности в республике и России в целом необходимо оберегать и развивать этнокультурный плюрализм, воспитывая самоуважение и взаимное уважение во всех группах, культивируя толерантность межэтнических отношений, способность народов жить в мире, в условиях многоэтничного и поликонфессионального взаимодействия.
Многоэтничный и поликультурный Дагестан был и останется примером толерантного сосуществования на небольшой территории представителей многих народов и адептов нескольких религий. Поликультурное сообщество дагестанцев в течение многих веков выработало механизмы нейтрализации этнических и конфессиональных коллизий, которые неизбежно возникали под влиянием, как правило, внешних факторов.
Магомед-Расул Ибрагимов, ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН, кандидат исторических наук