Как реализовать и внедрить в жизнь установку на популяризацию научно-технической деятельности? И что делается конкретно в нашей республике?
В Махачкале вот уже почти 70 лет работает Республиканский центр научно-технического творчества учащихся — учреждение дополнительного образования детей. История его берет начало с 1949 года, когда в Каспийске была создана Республиканская станция юных техников. А с 1961 года, она была переведена в Махачкалу и реорганизована в Республиканский центр научно-технического творчества учащихся. В настоящее время – это государственное учреждение дополнительного образования детей технической и декоративно-прикладной направленности в республике.
Центр ведет активную деятельность, его воспитанники неоднократно занимали призовые места на международных, всероссийских и республиканских конкурсах, соревнованиях, выставках и конференциях. В самом Центре ежегодно проходят более 10 республиканских массовых мероприятий, в которых принимают участие школьники из всех городов и районов республики.
Директор Центра Марат Алиев рассказал, что образовательный процесс у них реализуется по четырем направлениям: спортивнотехническое, научно-техническое, естественно – научное, художественно-эстетическое.
— В среднем охват учащихся за год доходит до 1100 детей. За время работы Центра уже более 65000 учащихся получили хорошие знания, умения и навыки, которые в дальнейшем пригодились им в выборе своей будущей профессии, – констатирует директор.
На момент нашего посещения в Центре под наблюдением опытных педагогов дети разных возрастов конструировали авиамодели, рисовали в классах отдела «Юный дизайнер», учились конструировать.
Особая гордость Центра – новый компьютерный зал по робототехнике. Вместе с директором поднимаемся на второй этаж. Педагог отдела продемонстрировал работу недавно приобретенного учебного робота.
— Какие сейчас стоят задачи перед Центром?
— Основная цель — развитие дополнительного образования детей в сфере научно-технического и декоративно-прикладного творчества учащихся, в особенности в области робототехники. Сейчас, например, проводится работа по внедрению в образовательные учреждения Дагестана программы курса «Начально-техническое моделирование» в 1-4 классах, составленного на основе программы «Техническое творчество учащихся», утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Для этого предполагается проведение семинаров и мастер-классов для педагогов начальных классов.
С сентября следующего года программа НТМ, как заверил Марат Алиев, уже будет внедрена во все школы республики.
Несмотря на удаленность заведения, родители находят время и возможность приводить сюда своих детей и занять их действительно важным делом. Ребята уже со школы смогут определиться с выбором будущей технической профессии. И еще одно для нынешнего времени существенное уточнение: дополнительное образование в Центре осуществляется на бесплатной и общедоступной основе.