Купить PDF-версию
16:37 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
00:40 08.11.2016

МИД поможет экономике

Представительство МИД России в Махачкале, учрежденное распоряжением Правительства РФ еще в феврале 1997 года, нынешнюю активность Дагестана в расширении и развитии внешнеэкономических контактов способно сделать гораздо производительнее и эффективнее. Однако для налаживания международного экономического сотрудничества регионам требуется строже выполнять регламенты и существующие законы. О деятельности представительства, его функциях и задачах мы побеседовали с новым представителем МИД России в Махачкале Амирханом Магомеддадаевым.

– Одной из задач, стоящих перед представительствами, является реализация государственной политики в сфере международных отношений РФ на территории соответствующего субъекта, – сказал он. – Представительства призваны обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение принципа единства внешней политики РФ и порядка координации международных связей субъектов. Также представительства оказывают регионам информационное и методологическое содействие в подготовке и осуществлении мероприятий по развитию международных связей, обеспечивают взаимодействие МИД России с органами государственной власти на местах.

Начиная с 1990-х годов междуна­родная деятельность российских регионов значительно активизировалась и диверсифицировалась. Это, безусловно, положительный фактор. С другой стороны, в условиях непростого международного положения, которое охватывает не только сферы экономики и политики, отсутствие координации, взаимодействия и обеспеченности единства внешнеполитических, внешнеэкономических и внешних гуманитарных связей, «самостоятельность» какого-либо региона может привести к местничеству, сепаратизму, а в конечном счете и к расшатыванию устоев нашего государства. В этом плане роль и значение представительств МИД в регионах высоки.

– Выделите, пожалуйста, основные положения законодательства страны, регулирующие международную деятельность российских регионов.

– Во-первых, это Конституция. Она содержит правовые нормы, имеющие принципиальное значение для понимания проблем международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Основной Закон страны разграничивает предметы ведения и полномочия Центра и регионов. В соответствии со статьей 71 Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры РФ относятся к исключительной компетенции федерального Центра, то есть по этим вопросам могут принимать решения только федеральные органы государственной власти.

Второй основополагающий документ – это Федеральный закон от 4 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот нормативный акт обеспечивает необходимое правовое поле для усилий, предпринимаемых субъектами Федерации на международном треке.

Третий документ – Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

– И все же, какие права предоставлены регионам, в т.ч. Республике Дагестан?

– Говоря кратко, весьма широкие. Статья 1 упомянутого Закона № 4-ФЗ декларирует, что регионы «обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств». Иными словами – «горизонтальные связи» с субъектами других (в том числе федеративных) государств, обладающих определенной автономией.

Субъекты РФ, в т.ч. Республика Дагестан, в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей имеют право по согласованию с МИД России открывать свои представительства на территории иностранных государств, а также давать разрешение на открытие на своей территории представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств. Также регионы могут направлять своих представителей в торговые представительства РФ в иностранных государствах по согласованию с Мин­экономразвития и МИД России.

Регионам (или субъектам) России предоставлено право заключать с зарубежными партнерами так называемые «горизонтальные» и «диагональные» соглашения о сотрудничестве. Первые заключаются с правомочными органами субъектов РФ и административно-территориальных образований зарубежных государств. Вторые – с центральными иностранными правительствами, министерствами и ведомствами. «Горизонтальные» подлежат согласованию с Министерством экономического развития РФ, а оно в свою очередь со всеми заинтересованными российскими министерствами и ведомствами. «Диагональные» же соглашения могут заключаться только с согласия Правительства Российской Федерации и оформляются его распоряжением.

– Носят ли эти соглашения международный характер?

– Нет, не носят. Принципиальное значение по данному вопросу имеет статья 7 вышеупомянутого Закона №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», устанавливающая, что соглашения, заключенные органами государственной власти регионов с зарубежными партнерами (независимо от их формы, наименования и содержания), международными договорами не являются.

– А каков порядок их согласования?

– Российское законодательство предусматривает, что органы государственной власти субъектов РФ направляют проекты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в один уполномоченный Президентом РФ федеральный орган исполнительной власти – Минэкономразвития России. Соответственно, субъектам РФ следует вести переписку по этим вопросам не с МИД России, а исключительно с Минэкономразвития, которое будет самостоятельно направлять документы на согласование в МИД и в другие заинтересованные федеральные ведомства (с учетом содержания и правовой природы проектов) и готовить консолидированное заключение.

– Каков правильный алгоритм действий для налаживания сотрудничества с зарубежными партнерами?

– Во-первых, республика через имеющиеся возможности, а также участием в различных международных мероприятиях, в которых участвует Россия, а также путем переписки или направления различных ведомственных или смешанных делегаций за рубеж, или при содействии МИД России устанавливает первичные контакты с зарубежными партнерами.

Затем развивают эти связи в нужных для себя направлениях во взаимодействии с заинтересованными сторонами. А при непосредственном проведении того или иного мероприятия международного характера органы исполнительной власти РД в установленном порядке информируют о своих планах и намерениях представительство МИД России в Махачкале (об официальных поездках, консультациях и переговорах, подписываемых документах, участии в реализации международных проектов и т.д.).

В этих целях Указом Президента Российской Федерации №1478 им поручено:

а) не позднее чем за 15 дней до намечаемых международных мероприятий информировать МИД России об их целях и содержании;

б) после завершения международных мероприятий не позднее чем через 15 дней, а по срочным вопросам – не позднее чем через три рабочих дня направлять в МИД России и при необходимости – в другие заинтересованные российские органы государственной власти отчеты об их содержании и достигнутых договоренностях, копии подписанных в ходе этих мероприятий документов;

в) предусматривать участие представителей МИД России в межведомственных комиссиях, рабочих группах, делегациях и иных органах, функции которых связаны с международной деятельностью.

Во всей этой работе имеются также некоторые нюансы, установленные законодателем для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о чем подробно сказано в упомянутых нормативных документах.

В заключение хотел бы отметить, что свою практическую задачу представительство МИД России в Махачкале видит в продолжении совершенствования взаимодействия Республики Дагестан и федерального Центра в рамках существующего порядка координации международной и внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

31
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

27
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...