X
00:40 08.11.2016

МИД поможет экономике

Представительство МИД России в Махачкале, учрежденное распоряжением Правительства РФ еще в феврале 1997 года, нынешнюю активность Дагестана в расширении и развитии внешнеэкономических контактов способно сделать гораздо производительнее и эффективнее. Однако для налаживания международного экономического сотрудничества регионам требуется строже выполнять регламенты и существующие законы. О деятельности представительства, его функциях и задачах мы побеседовали с новым представителем МИД России в Махачкале Амирханом Магомеддадаевым.

– Одной из задач, стоящих перед представительствами, является реализация государственной политики в сфере международных отношений РФ на территории соответствующего субъекта, – сказал он. – Представительства призваны обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение принципа единства внешней политики РФ и порядка координации международных связей субъектов. Также представительства оказывают регионам информационное и методологическое содействие в подготовке и осуществлении мероприятий по развитию международных связей, обеспечивают взаимодействие МИД России с органами государственной власти на местах.

Начиная с 1990-х годов междуна­родная деятельность российских регионов значительно активизировалась и диверсифицировалась. Это, безусловно, положительный фактор. С другой стороны, в условиях непростого международного положения, которое охватывает не только сферы экономики и политики, отсутствие координации, взаимодействия и обеспеченности единства внешнеполитических, внешнеэкономических и внешних гуманитарных связей, «самостоятельность» какого-либо региона может привести к местничеству, сепаратизму, а в конечном счете и к расшатыванию устоев нашего государства. В этом плане роль и значение представительств МИД в регионах высоки.

– Выделите, пожалуйста, основные положения законодательства страны, регулирующие международную деятельность российских регионов.

– Во-первых, это Конституция. Она содержит правовые нормы, имеющие принципиальное значение для понимания проблем международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Основной Закон страны разграничивает предметы ведения и полномочия Центра и регионов. В соответствии со статьей 71 Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры РФ относятся к исключительной компетенции федерального Центра, то есть по этим вопросам могут принимать решения только федеральные органы государственной власти.

Второй основополагающий документ – это Федеральный закон от 4 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот нормативный акт обеспечивает необходимое правовое поле для усилий, предпринимаемых субъектами Федерации на международном треке.

Третий документ – Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

– И все же, какие права предоставлены регионам, в т.ч. Республике Дагестан?

– Говоря кратко, весьма широкие. Статья 1 упомянутого Закона № 4-ФЗ декларирует, что регионы «обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств». Иными словами – «горизонтальные связи» с субъектами других (в том числе федеративных) государств, обладающих определенной автономией.

Субъекты РФ, в т.ч. Республика Дагестан, в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей имеют право по согласованию с МИД России открывать свои представительства на территории иностранных государств, а также давать разрешение на открытие на своей территории представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств. Также регионы могут направлять своих представителей в торговые представительства РФ в иностранных государствах по согласованию с Мин­экономразвития и МИД России.

Регионам (или субъектам) России предоставлено право заключать с зарубежными партнерами так называемые «горизонтальные» и «диагональные» соглашения о сотрудничестве. Первые заключаются с правомочными органами субъектов РФ и административно-территориальных образований зарубежных государств. Вторые – с центральными иностранными правительствами, министерствами и ведомствами. «Горизонтальные» подлежат согласованию с Министерством экономического развития РФ, а оно в свою очередь со всеми заинтересованными российскими министерствами и ведомствами. «Диагональные» же соглашения могут заключаться только с согласия Правительства Российской Федерации и оформляются его распоряжением.

– Носят ли эти соглашения международный характер?

– Нет, не носят. Принципиальное значение по данному вопросу имеет статья 7 вышеупомянутого Закона №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», устанавливающая, что соглашения, заключенные органами государственной власти регионов с зарубежными партнерами (независимо от их формы, наименования и содержания), международными договорами не являются.

– А каков порядок их согласования?

– Российское законодательство предусматривает, что органы государственной власти субъектов РФ направляют проекты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в один уполномоченный Президентом РФ федеральный орган исполнительной власти – Минэкономразвития России. Соответственно, субъектам РФ следует вести переписку по этим вопросам не с МИД России, а исключительно с Минэкономразвития, которое будет самостоятельно направлять документы на согласование в МИД и в другие заинтересованные федеральные ведомства (с учетом содержания и правовой природы проектов) и готовить консолидированное заключение.

– Каков правильный алгоритм действий для налаживания сотрудничества с зарубежными партнерами?

– Во-первых, республика через имеющиеся возможности, а также участием в различных международных мероприятиях, в которых участвует Россия, а также путем переписки или направления различных ведомственных или смешанных делегаций за рубеж, или при содействии МИД России устанавливает первичные контакты с зарубежными партнерами.

Затем развивают эти связи в нужных для себя направлениях во взаимодействии с заинтересованными сторонами. А при непосредственном проведении того или иного мероприятия международного характера органы исполнительной власти РД в установленном порядке информируют о своих планах и намерениях представительство МИД России в Махачкале (об официальных поездках, консультациях и переговорах, подписываемых документах, участии в реализации международных проектов и т.д.).

В этих целях Указом Президента Российской Федерации №1478 им поручено:

а) не позднее чем за 15 дней до намечаемых международных мероприятий информировать МИД России об их целях и содержании;

б) после завершения международных мероприятий не позднее чем через 15 дней, а по срочным вопросам – не позднее чем через три рабочих дня направлять в МИД России и при необходимости – в другие заинтересованные российские органы государственной власти отчеты об их содержании и достигнутых договоренностях, копии подписанных в ходе этих мероприятий документов;

в) предусматривать участие представителей МИД России в межведомственных комиссиях, рабочих группах, делегациях и иных органах, функции которых связаны с международной деятельностью.

Во всей этой работе имеются также некоторые нюансы, установленные законодателем для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о чем подробно сказано в упомянутых нормативных документах.

В заключение хотел бы отметить, что свою практическую задачу представительство МИД России в Махачкале видит в продолжении совершенствования взаимодействия Республики Дагестан и федерального Центра в рамках существующего порядка координации международной и внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

Статьи из «Общество»

Проверок бояться не надо

3
Президент в Послании Федеральному Собранию предложил отменить с 2025 года мораторий на...

Полёт нормальный. Дагестанским профсоюзам — 105 лет

6
Профсоюз. Кому-то это слово знакомо с детства, кто-то, кто моложе, с недоверчивым прищуром...

Доступная среда: жизнеобеспечение и комфорт

9
Известно, что степень развитости общества...

Суть ДОСААФ – Родину защищать

17
Это оборонное общество в разные годы носило разные названия: ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ, РОСТО, но сохранило суть – Родину защищать. И...

На развитие туризма

7
В 2025–2027 годах из федерального бюджета будет направлено 15 млрд рублей на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных средств размещения туристов,...

С доблестью и отвагой – к победе

4
На площадке Дагестанского государственного университета состоялся молодёжный форум «Власть и общество: доблесть – отвага –...

«Ферритовая» память горцев

38
Мне посчастливилось быть свидетелем невиданного за всю историю нашей республики прорыва в...

Повторно не накажут

11
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

7
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

12
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

2025 № 102

16 часов назад