МИД поможет экономике
Представительство МИД России в Махачкале, учрежденное распоряжением Правительства РФ еще в феврале 1997 года, нынешнюю активность Дагестана в расширении и развитии внешнеэкономических контактов способно сделать гораздо производительнее и эффективнее. Однако для налаживания международного экономического сотрудничества регионам требуется строже выполнять регламенты и существующие законы. О деятельности представительства, его функциях и задачах мы побеседовали с новым представителем МИД России в Махачкале Амирханом Магомеддадаевым.
– Одной из задач, стоящих перед представительствами, является реализация государственной политики в сфере международных отношений РФ на территории соответствующего субъекта, – сказал он. – Представительства призваны обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение принципа единства внешней политики РФ и порядка координации международных связей субъектов. Также представительства оказывают регионам информационное и методологическое содействие в подготовке и осуществлении мероприятий по развитию международных связей, обеспечивают взаимодействие МИД России с органами государственной власти на местах.
Начиная с 1990-х годов международная деятельность российских регионов значительно активизировалась и диверсифицировалась. Это, безусловно, положительный фактор. С другой стороны, в условиях непростого международного положения, которое охватывает не только сферы экономики и политики, отсутствие координации, взаимодействия и обеспеченности единства внешнеполитических, внешнеэкономических и внешних гуманитарных связей, «самостоятельность» какого-либо региона может привести к местничеству, сепаратизму, а в конечном счете и к расшатыванию устоев нашего государства. В этом плане роль и значение представительств МИД в регионах высоки.
– Выделите, пожалуйста, основные положения законодательства страны, регулирующие международную деятельность российских регионов.
– Во-первых, это Конституция. Она содержит правовые нормы, имеющие принципиальное значение для понимания проблем международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Основной Закон страны разграничивает предметы ведения и полномочия Центра и регионов. В соответствии со статьей 71 Конституции внешняя политика, международные отношения и международные договоры РФ относятся к исключительной компетенции федерального Центра, то есть по этим вопросам могут принимать решения только федеральные органы государственной власти.
Второй основополагающий документ – это Федеральный закон от 4 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот нормативный акт обеспечивает необходимое правовое поле для усилий, предпринимаемых субъектами Федерации на международном треке.
Третий документ – Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года №1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».
– И все же, какие права предоставлены регионам, в т.ч. Республике Дагестан?
– Говоря кратко, весьма широкие. Статья 1 упомянутого Закона № 4-ФЗ декларирует, что регионы «обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств». Иными словами – «горизонтальные связи» с субъектами других (в том числе федеративных) государств, обладающих определенной автономией.
Субъекты РФ, в т.ч. Республика Дагестан, в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей имеют право по согласованию с МИД России открывать свои представительства на территории иностранных государств, а также давать разрешение на открытие на своей территории представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств. Также регионы могут направлять своих представителей в торговые представительства РФ в иностранных государствах по согласованию с Минэкономразвития и МИД России.
Регионам (или субъектам) России предоставлено право заключать с зарубежными партнерами так называемые «горизонтальные» и «диагональные» соглашения о сотрудничестве. Первые заключаются с правомочными органами субъектов РФ и административно-территориальных образований зарубежных государств. Вторые – с центральными иностранными правительствами, министерствами и ведомствами. «Горизонтальные» подлежат согласованию с Министерством экономического развития РФ, а оно в свою очередь со всеми заинтересованными российскими министерствами и ведомствами. «Диагональные» же соглашения могут заключаться только с согласия Правительства Российской Федерации и оформляются его распоряжением.
– Носят ли эти соглашения международный характер?
– Нет, не носят. Принципиальное значение по данному вопросу имеет статья 7 вышеупомянутого Закона №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», устанавливающая, что соглашения, заключенные органами государственной власти регионов с зарубежными партнерами (независимо от их формы, наименования и содержания), международными договорами не являются.
– А каков порядок их согласования?
– Российское законодательство предусматривает, что органы государственной власти субъектов РФ направляют проекты соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в один уполномоченный Президентом РФ федеральный орган исполнительной власти – Минэкономразвития России. Соответственно, субъектам РФ следует вести переписку по этим вопросам не с МИД России, а исключительно с Минэкономразвития, которое будет самостоятельно направлять документы на согласование в МИД и в другие заинтересованные федеральные ведомства (с учетом содержания и правовой природы проектов) и готовить консолидированное заключение.
– Каков правильный алгоритм действий для налаживания сотрудничества с зарубежными партнерами?
– Во-первых, республика через имеющиеся возможности, а также участием в различных международных мероприятиях, в которых участвует Россия, а также путем переписки или направления различных ведомственных или смешанных делегаций за рубеж, или при содействии МИД России устанавливает первичные контакты с зарубежными партнерами.
Затем развивают эти связи в нужных для себя направлениях во взаимодействии с заинтересованными сторонами. А при непосредственном проведении того или иного мероприятия международного характера органы исполнительной власти РД в установленном порядке информируют о своих планах и намерениях представительство МИД России в Махачкале (об официальных поездках, консультациях и переговорах, подписываемых документах, участии в реализации международных проектов и т.д.).
В этих целях Указом Президента Российской Федерации №1478 им поручено:
а) не позднее чем за 15 дней до намечаемых международных мероприятий информировать МИД России об их целях и содержании;
б) после завершения международных мероприятий не позднее чем через 15 дней, а по срочным вопросам – не позднее чем через три рабочих дня направлять в МИД России и при необходимости – в другие заинтересованные российские органы государственной власти отчеты об их содержании и достигнутых договоренностях, копии подписанных в ходе этих мероприятий документов;
в) предусматривать участие представителей МИД России в межведомственных комиссиях, рабочих группах, делегациях и иных органах, функции которых связаны с международной деятельностью.
Во всей этой работе имеются также некоторые нюансы, установленные законодателем для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о чем подробно сказано в упомянутых нормативных документах.
В заключение хотел бы отметить, что свою практическую задачу представительство МИД России в Махачкале видит в продолжении совершенствования взаимодействия Республики Дагестан и федерального Центра в рамках существующего порядка координации международной и внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.