Оркестры света
Подъем стеклоделия наблюдается в спокойные, стабильные времена. И сегодня витражные ателье есть даже в самых небольших городах. Этот вид монументально-декоративного искусства всегда оставался предметом роскоши. Вместе с тем рядовому обывателю сегодня становятся доступными его самые разные техники, а в создании витража находят себя даже те, кто вчера еще и кисти в руках не держал.
«Старое искусство сборки витража!
В маленьких стекляшках мастера душа!
Из цветных осколков сложится узор
Вычурных соцветий, неба и озер»
История появления витража уходит в далекое прошлое. Витраж – это «привет» современному человеку еще от шумеров, которые уже тогда применяли стекловидную глазурь. А зародился витраж как таковой в эпоху христианства. В России витражи появились только в XIX веке, но и тогда эта техника продолжала оставаться предметом роскоши, однако от этого любителей «хобби королей» меньше не становилось, и были случаи, когда люди в стремлении хоть как-то прикоснуться к этому миру цвета, делали витражи из рыбьих пузырей, промасленной бумаги и слюды. А еще раньше окна порой заполнялись пластинами камня (алебастр, селенит), из которых составлялся орнамент.
Свою популярность витраж вновь обрел в Советском Союзе, в сталинскую эпоху. Им украшали крупные торговые центры, театры, музеи. И до Махачкалы дошли лучики этой роскоши. Люди старшего поколения наверняка помнят, что витражное стекло украшало визитные карточки города – магазин «Антика», ресторан «Лезгинка». Можно вспомнить и сувениры из цветного стекла, которые изготавливал стекольный завод г. Дагестанские огни. Притягательными витражи являются в первую очередь тем, что они без труда способны создать иллюзию нового яркого пространства, окрашивают интерьер необычайно богатой цветовой гаммой, в целом свет придает красоту помещению.
Гаджи Абасов работает в одном из махачкалинских витражных ателье. В жизни не державший в руках карандаш (выпускник политехнического колледжа по специальности «радист»), он сегодня создает авторские работы, каждый новый проект витража разрабатывается им индивидуально. Словом, витраж раскрепостил и открыл в Гаджи новые таланты.
— С витражом я соприкоснулся случайно: устроился работать вместе с другом Мурадом в витражную мастерскую, в которой оказалось современное оборудование для создания цветного стекла, росписи зеркал. В общем, твори, работай. Так я стал мастером-витражистом.
— А что вас больше всего привлекает в вашей работе.
— Главным образом то, что плод моей работы — это готовый продукт, который дальше идет на производственную фирму или его сразу забирает заказчик для установки в помещении. А в плане творчества – это то, что каждая деталь для витража рукотворна, несет авторские эмоции.
Заготовки для витража Гаджи Абасов делает здесь же, в мастерской. На изготовление одного вида цветного стекла уходит 2-3 часа. На его столярном столике лежат десятки разноцветных осколков, при помощи которых он создает яркие стилистические акценты, работая над художественным повествованием витража или над созданием растительного орнамента. А еще Гаджи очень нравится, и это у него тоже получается, расписывать стекла и зеркала так, чтобы придать им налет средневековья, или фантазировать, присыпая остывающее стекло крошкой из металла.
Мог ли подумать человек, живший в далеком прошлом, что когда-нибудь витражное искусство будет таким доступным? Ведь сегодня даже самое небольшое витражное ателье способно выполнять работы в стиле пескоструйного, мозаичного, наборного, спечного (фьюзингового), расписного, комбинированного витражей. Но самым популярным все же остается витраж в стиле известного американского дизайнера Тиффани: когда стеклышки разных цветов объединяются в сюжет посредством медной или свинцовой ленты. Однако мода не стоит на месте, и сегодня в витражной технике все чаще применяются стразы Сваровски.
Люди тянутся к витражу. Очевидно, он уже давно «вышел» из рамы окна: сегодня он в мебельных фасадах, на разноцветных стеклянных потолках, светящихся вывесках, рекламных надписях, преображающих облик города. В Махачкале, между прочим, витраж получает особую популярность в мебельных фасадах: мастера-витражисты используют его при изготовлении шкафов-купе, спальной, кухонной мебели, не боясь экспериментировать с самыми изысканными и утонченными стилями, такими, например, как Версаче. Витраж вновь и вновь вдохновляет мастеров на новые работы и, несомненно, делает мир краше.