Купить PDF-версию
04:38 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
09:29 10.03.2017

Оркестры света

Подъем стеклоделия наблюдается в спокойные, стабильные времена. И сегодня витражные ателье есть даже в самых небольших городах. Этот вид монументально-декоративного искусства всегда оставался предметом роскоши. Вместе с тем рядовому обывателю сегодня становятся доступными его самые разные техники, а в создании витража находят себя даже те, кто вчера еще и кисти в руках не держал.

«Старое искусство сборки витража!

В маленьких стекляшках мастера душа!

Из цветных осколков сложится узор

Вычурных соцветий, неба и озер»

История появления витража уходит в далекое прошлое. Витраж – это «привет» современному человеку еще от шумеров, которые уже тогда применяли стекловидную глазурь. А зародился витраж как таковой в эпоху христианства. В России витражи появились только в XIX веке, но и тогда эта техника продолжала оставаться предметом роскоши, однако от этого любителей «хобби королей» меньше не становилось, и были случаи, когда люди в стремлении хоть как-то прикоснуться к этому миру цвета, делали витражи из рыбьих пузырей, промасленной бумаги и слюды. А еще раньше окна порой заполнялись пластинами камня (алебастр, селенит), из которых составлялся орнамент.

Свою популярность витраж вновь обрел в Советском Союзе, в сталинскую эпоху. Им украшали крупные торговые центры, театры, музеи. И до Махачкалы дошли лучики этой роскоши. Люди старшего поколения наверняка помнят, что витражное стекло украшало визитные карточки города – магазин «Антика», ресторан «Лезгинка». Можно вспомнить и сувениры из цветного стекла, которые изготавливал стекольный завод г. Дагестанские огни. Притягательными витражи являются в первую очередь тем, что они без труда способны создать иллюзию нового яркого пространства, окрашивают интерьер необычайно богатой цветовой гаммой, в целом свет придает красоту помещению.

Гаджи Абасов работает в одном из махачкалинских витражных ателье. В жизни не державший в руках карандаш (выпускник политехнического­ колледжа по специальности «радист»), он сегодня создает авторские работы, каждый новый проект витража разрабатывается им индивидуально. Словом, витраж раскрепостил и открыл в Гаджи новые таланты.

_DSF2434.jpg

— С витражом я соприкоснулся случайно: устроился работать вместе с другом Мурадом в витражную мастерскую, в которой оказалось современное оборудование для создания цветного стекла, росписи зеркал. В общем, твори, работай. Так я стал  мастером-витражистом.

— А что вас больше всего привлекает в вашей работе.

— Главным образом то, что плод моей работы — это готовый продукт, который дальше идет на производственную фирму или его сразу забирает заказчик для установки в помещении. А в плане творчества – это то, что каждая деталь для витража рукотворна, несет авторские эмоции.

Заготовки для витража  Гаджи­ Абасов делает здесь же, в мастерской. На изготовление одного вида цветного стекла уходит 2-3 часа. На его столярном столике лежат десятки разноцветных осколков, при помощи которых он создает яркие стилистические акценты, работая над художественным повествованием витража или над созданием растительного орнамента. А еще Гаджи очень нравится, и это у него тоже получается, расписывать стекла и зеркала так, чтобы придать им налет средневековья, или фантазировать, присыпая остывающее стекло крошкой из металла.

_DSF2435.jpg

Мог ли подумать человек, живший в далеком прошлом, что когда-нибудь витражное искусство будет таким доступным? Ведь сегодня даже самое небольшое витражное ателье способно выполнять работы в стиле пескоструйного, мозаичного, наборного, спечного (фьюзингового), расписного, комбинированного витражей. Но самым популярным все же остается витраж в стиле известного американского дизайнера Тиффани: когда стеклышки разных цветов объединяются в сюжет посредством медной или свинцовой ленты. Однако мода не стоит на месте, и сегодня в витражной технике все чаще применяются стразы Сваровски.

Люди тянутся к витражу. Очевидно, он уже давно «вышел» из рамы окна: сегодня он в мебельных фасадах, на разноцветных стеклянных потолках, светящихся вывесках, рекламных надписях, преображающих облик города. В Махачкале, между прочим, витраж получает особую популярность в мебельных фасадах: мастера-витражисты используют его при изготовлении шкафов-купе, спальной, кухонной мебели, не боясь экспериментировать с самыми изысканными и утонченными стилями, такими, например, как Версаче. Витраж вновь и вновь вдохновляет мастеров на новые работы и, несомненно, делает мир краше.     

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

14
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

9
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

12
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

128
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

39
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...