Приметы и запреты
Никто не видел с утра дерущихся собак? Нет? Если увидите, знайте – день будет ясным. Это вам старейшины обещают, а не синоптики. Даже если вы не верите в приметы, все равно соблюдайте, на всякий случай, чтоб не вышло, как у соседа. Если кот перебежал дорогу, чтобы избежать неудачи, нужно обойти это место или пройти его спиной вперед, подержавшись за пуговицу. А можно сплюнуть три раза через левое плечо. Запомнили?
Самая популярная в мире примета, по мнению историков, пришла из древней Руси. В далекие времена кошками очень дорожили, хозяйка никогда бы не выгнала их со двора. Если же кошка бегала по всему селу, это могло означать только какое-нибудь несчастье: смерть хозяев или пожар. И если обезумевшее животное вдруг кидалось под ноги прохожим, то люди его боялись, видя в нем предвестника беды. Но постепенно число бродячих кошек множилось, паниковать из-за каждой не стоило, поэтому живучий предрассудок распространился исключительно на черных хвостатых. Ведь этот цвет издавна служил символом горя, цветом нечистой силы.
У дагестанцев свои приметы, запреты, поверья и суеверия. Рассказываем, откуда они взялись, как и во что верили наши предки. Каждое село – как шкатулка, если хотите, сундук с драгоценностями. Правда, их нельзя потрогать, можно только послушать. Я о старинных поверьях сельских жителей. Большинство из нас о них и понятия не имеют, многие из них потеряны во времени. И хорошо, что есть такие ученые, которые коллекционируют рассказы старейшин. Доктор филологических наук Маджид Халилов (на снимке) – из их числа.
Он несколько лет работал в Институте эволюционной антропологии в Германии над проектом по составлению «Межконтинентального словаря языков мира», изданного в онлайн-формате. В этом же институте под руководством Халилова были разработаны научные грамматики бесписьменных языков: «Гунзибский язык», «Грамматика бежтинского языка», изданы своды фольклорных памятников «Цезский фольклор», «Хваршинский фольклор», «Язык, фольклор и этнография бежтинцев». Об этом и рассказал ученый.
— Каждая примета символизирует о наступлении определенных событий в будущем. Если копнуть вглубь, формирование примет происходило в результате внимательного, систематического наблюдения за явлениями природы и позволяло человеку делать наиболее верные прогнозы, связанные с жизнью и бытом, что было очень важно на тот период. Учитывая то, что на ранних этапах своей истории человек не знал внутренних связей между явлениями природы, их взаимной обусловленности, взаимозависимости и не мог предвидеть результатов собственной деятельности, ему было крайне затруднительно действовать целеустремленно и добиваться получения конкретных результатов. В связи с невозможностью объяснить целый ряд природных явлений с течением времени народный опыт обогащался и расширялся за счет присвоения непонятному сверхъестественных качеств и характеристик, что и привело к возникновению на основе примет всякого рода поверий, которые по сути являлись результатом наделения людьми предметов, слов, стечений обстоятельств воображаемыми способностями приносить им как пользу, так и вред, — рассказывает ученый.
Наш собеседник уверен, что приметы способствовали возникновению суеверий, основывавшихся на религиозности людей, их вере в неограниченные возможности высших сил, Бога. В тесной связи с религией формировались также и этические, эстетические нормы поведения, определенные правила социального сосуществования. Зачастую в народном сознании нормы морали облекались в религиозные формы, помимо этого, отдельные нравственно-бытовые запреты, или, напротив, рекомендации с течением времени также приобретали статус религиозных. Таким образом, приметы, поверья и суеверия, издревле бытуя в народе, базируясь на коллективном опыте, фиксируясь в народной памяти, передаваясь в языке в виде афоризмов и паремии, дожили до наших дней.
— Сегодня, изучая развитие культуры того или иного народа либо малочисленного этноса, нельзя недооценивать влияние примет и суеверий на формирование его духовно-нравственных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем, — отмечает М.Халилов. В целом же исследование древнейших воззрений может помочь в освещении многих аспектов жизни и быта представителей той или иной национальности. Например, в русской фольклорной традиции бытующие народные приметы условно делят на три большие категории: мистические (имеющие языческое происхождение), бытовые и религиозные. В то время как анализ бежтинского фольклора позволяет сказать о том, что здесь в основном наблюдаются приметы, поверья и суеверия, имеющие только бытовой и религиозный характер. Хотя надо отметить, что подобное деление характерно и для многих других народов Дагестана.
Бежтинские приметы, поверья и суеверия появились в древности и сохранились в языке, передаваясь из уст в уста от старшего поколения к младшему. И несмотря на то, что целый ряд из них являлись пережитками древних домонотеистических воззрений и фигурировали под общим названием «суеверия», они не всегда выделялись из общей фольклорной массы и подвергались квалифицированному научно-религиозному анализу с выявлением их корней. Именно это позволило суевериям сохраниться в сознании некоторой части населения селений Бежта, Тлядаль и Хашархота.
— Многие из них и по сей день активно употребляются в повседневной разговорной речи. Среди представителей старшего поколения жителей села довольно большое число тех, кто исправно сообразует свою жизнь и быт с народными приметами и поверьями. Примечательно, что часть из них имеет свойство сбываться, хотя этому и нет рационального объяснения. Однако современный технический прогресс и процессы глобализации, вносящие существенные изменения в жизнь и быт бежтинцев, привели к тому, что значительная часть поверий выходит из употребления и не используются молодежью, — продолжает разговор профессор.
Часть бежтинских примет связана с сельским хозяйством. Например, люди верят, что если зимой выпадет много снега, то летом будет хороший урожай. Или если в картофельной ботве много цветов, то урожай картофеля будет богатый. По приметам можно понять, каким будет день: подерутся собаки – быть ясному дню. Скот вернулся домой еще до сумерек? Ждите дождь с ветром. А если зерно в колосе затвердело, пора браться за жатву.
Изредка у бежтинцев встречаются приметы – отголоски языческих культов, связанные с предметами-оберегами, якобы имеющими магическую силу. Среди прочих твердое убеждение, что следует класть нож или ножницы под матрас в изголовье люльки, чтобы уберечь младенца во время сна от испуга или шайтанов. И вот еще с магическим смыслом: «Аболаъ балIлIодакьа ийол мекьеда, ийолал оьждаь бахъаъас», в переводе: у женщин, проходящих между мужчин, сыновья не родятся. В коллекции «семейных» поверий есть и такая: если посыпать соль на голову и зачешется нос, значит, родится сын, почешется подбородок – дочь. Маджид Халилов собрал около 170 примет и поверий бежтинского народа. О некоторых теперь узнали и вы.
А напоследок анекдот. Умирающий столетний старик разбил зеркало и радуется. Его спрашивают: «Почему, ведь тебя семь лет будут преследовать несчастья!» «Но зато я точно знаю, что буду жить», — ответил старик.