Купить PDF-версию
12:37 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

Рутулы в дагестанском историческом процессе

Светлана Махмудова, доктор филологических наук, профессор ДГУ
214

Рутулы сейчас населяют земли Рутульского района (северо-запад Дагестана) (селения Рутул, Шиназ, Ихрек, Амсар, Кала, Вруш, Куфа, Лучек, Мюхрек, Цудик, Кина, Джилихур, Пилек, Хнюх, Фчох, Киче, Аран, Вахырыы, Нац|ма, Фарт|ма, Уна, Борч) и обширную территорию от Самура до города Шеки (рутулы называют Шеки Нахудик) в Азербайджане (город Шеки, селения Ках, Киш, Кайнар, Шин, Хырса, Шор-су, Даш-юз, Айдынбулах, Гейбулах), где исконно проживали рутулы, а также селение Хнов, отнесенное к Ахтынскому району. Рутулы имеют и новые большие поселения в Бабаюртовском (Новый Борч) и Кизлярском (селение Рыбалко) районах. То есть рутулы сейчас – разделенный народ, язык которого находится под угрозой исчезновения.

История Древнего Кавказа и его народов во многом является загадкой для науки в силу отсутствия каких-либо письменных источников. Тем не менее некоторые сведения об истории народа могут содержаться в его языке, антропологии.

Известная науке история рутулов начинается после революции, когда, как утверждалось, дикие горские племена начали приобщаться к культуре, науке. До недавних пор дагестанские народы считались примитивными, неграмотными, начавшими знакомиться с культурой только после революции. Однако язык сохраняет большое число свидетельств того, что рутулы к тому времени прошли уже долгий исторический путь, ныне уже более или менее прослеживаемый по данным истории, антропологии, археологии, лингвистики.

Например: нин – по-рутульски – мать. На древнем шумерском языке нин – госпожа, сестра, царица, Нинту – шумерская богиня-мать; асиде – блюдо, которое современные рутулы готовят для рожениц (ср. лезгинское исида, обозначающее то же); Исида – шумерская богиня плодородия. (Кстати, в цахурском языке сохранились отголоски знакомства с богиней Иштар: истар – по-цахурски – невеста, сноха). Подобные совпадения заставляют думать, что рутулы были знакомы с шумерами и шумерской культурой.

В глубь веков

Святые места рутулы называют уджаа, священно-служителя – уджагъли, уджагъ – на крызском, будухском языках очаг, место, где разводят, хранится огонь, таким образом, данное слово помогает установить, что рутулы были огнепоклонниками. Однако и поныне служителя мусульманской религии называют уджагъли, то есть слово сохранило в языке свою семантику даже после перехода в другие религии.

Бог – на мухадском диалекте рутульского языка –

Йиниш, на ихрекском диалекте рутульского языка –

Гынеш, на близкородственном цахурском языке –

Ганиш. «Ганеш – древний местный культ, связанный с верованиями доарийского населения Индии», отмечает С.А. Токарев, который далее пишет: «Индуистские божества нередко изображаются в зооморфных видах: Ганеш – бог мудрости – в виде слона».

У рутулов были и второстепенные боги. Так, одним из почитаемых был бог скота Амыч. Сохранилось пожелание: «Выды вихь Амыче уху|йхь!» – «Пусть твой сарай бережет Амыч!» Скот у рутулов в древности имел ещё одно название – пан или панз. Сохранилось название дороги в Рутуле, по которой гоняли скот – Панзы ра|хъ – Дорога Панза и холм на горе – Пан субкьуд кьвакь – Холм, где садится Пан, там обычно отдыхает скот. Напрашивается аналогия с греческим богом скота Панусом, и тогда следует думать, что форма Панз восходит к форме Панус, где чередуются с/з.

В селении Шиназ Рутульского района есть гора, которая называется Ц|екьул (букв. Огненная голова). Она считается у шиназцев священной, ей поклоняются, как богу. «Цекул – легендарный основатель латинского города Пренесте, родственного римскому Каку. Он считался сыном Вулкана».

Авторитетные историки языка С. Н. Николаев и С. А. Старостин, исследователи Древнего мира И. М. Дьяконов и Т. В. Гамкрелидзе сделали вывод, что «хуррито-урартские языки образуют отдельную ветвь северо-восточнокавказской языковой семьи», и далее: «Кроме хурритского с несколькими диалектами и урартского языков хуррито-урартская ветвь, по-видимому, включала в себя еще несколько языков в Малой Азии (как субстрат для лувийского и других языков) и, вероятно, также на островах Кипр, Лемнос и др. Большое типологическое сходство существует между этрусским и хуррито-урартским языками…» «Еще одним древним языком восточнокавказской семьи, вероятно, был кутийский… Однако существуют также заимствованные слова в шумерском языке, которые могут быть приписаны восточнокавказскому источнику».

Рутулы, как и все нахско-дагестанские племена, родственны хурритам – древним народам Передней Азии, известным на исторической арене еще в

III тысячелетии до нашей эры. Хурриты, как отмечают ученые, были в поле зрения жителей Нижней Месопотамии уже с середины III тысячелетия. В Шумере их называли субир, у аккадцев – субарейцами. «Однако не исключено, – написано в Истории Древнего мира, – что су было названием племен и народов, вообще живших в горной полосе, независимо от их языка и происхождения».

В рутульском языке имеется два значения слова «су»: су или сув на рутульском – гора, селение, горное селение; слово «субыйды», обозначающее «свободный, праздный», в котором су – корень, бый – суффикс, обозначающий принадлежность, ды – суффикс притяжательности. Таким образом, слово «субарейцы» сохранилось в рутульском языке. Отсюда слово «субир» из шумерского языка тоже состоит из рутульского корня и рутульского суффикса множественности – быр.

На наш взгляд, в основе слова «субир» лежит первое значение, и тогда субир переводится с рутульского языка как горцы, горные, а второе уже восходит к нему – свободные горцы.

Селение Рутул – исторический и политический центр рутулов – имеет ещё одно название – Мыха|д. Носители языка, говоря на рутульском языке, называют Рутул Мыха|д и, только общаясь на русском языке, назовут это селение Рутул.

В истории Древнего мира встречается имя Рутул – царь племени рутулов, воевавших с Энеем. В некоторых источниках называется другое имя этого царя – Турн (Торн). Тит Ливий в «Истории основания Рима» пишет: «Потом аборигены и троянцы вместе подверглись нападению. Турн, царь рутулов, за которого была просватана до прибытия Энея Лавиния, оскорбленный тем, что ему предпочли пришельца, пошел войной на Энея с Латином. Ни тому, ни другому войску не принесла радости эта битва: рутулы были побеждены, а победители – аборигены и троянцы – потеряли своего вождя Латина. После этого Турн и рутулы, отчаявшись, прибегают к защите могущественных тогда этрусков… Перед угрозою такой вой­ны Эней, чтобы расположить к себе аборигенов и чтобы не только права были для всех едиными, но и имя, нарек оба народа латинянами».

Эр — древний праздник Нового года

Праздника под таким названием не имеет ни один дагестанский народ. Он отмечается 18 марта и символизирует по народному календарю приход Нового года и весны. Как пишут греческие источники, его отмечали в древности и в Греции. Эр – это юноша, который осенью спускается под землю, а 18 марта возвращается на землю. Легенду об этом юноше приводит Платон в последнем из своих Диалогов о государстве, посвященном учению о душе, ее странствиях и эволюции. В своем «государстве» Платон рассказывает об Эре Памфилянине, сыне Армения: павший в бою, Эр на двенадцатый день оживает и рассказывает об увиденном им в загробном мире.

Рутульское слово мыкьнат|ус – магнит – тоже должно восходить к греческому, как об этом сообщает суффикс ус, характерный для греческого, как и танаафус — перемена.

Есть и материальные свидетельства. В Рутуле в древнем могильнике обнаружен примитивно выполненный кувшин с надписью предположительно на греческом языке.

В горном рутульском селении Лучек до сих пор можно увидеть обнаруженный Л.И. Лавровым наскальный рисунок (петроглиф) парусной лодки с веслами.

Гим – форма народной демократии

У рутулов было свое политическое устройство, весьма схожее с греческим.

Гим (на ихрекском диалекте рутульского языка гимг) – у рутулов древний верховный институт власти, годекан, место, где решались самые важные для народа проблемы. Для гима отводилось большое место, обычно это огромные камни, полированные веками, образующие полукруг, где были места для сидения.

Как отмечают историки, рутулы на протяжении всей своей истории были свободным обществом. Они никому не подчинялись, ни ханов, ни беков у них не было. Все решало собрание джамаата. На важное собрание джамаата от каждого цихила (рода) мог пойти только самый старший, имевший право голоса. Младшие из этого рода старейшины стояли рядом с ним, и, если им хотелось что-то сказать, они сообщали свое мнение только своему старейшине, а тот, если сочтет нужным, сообщал это джамаату.

У каждого рода были свои пастбища, где члены рода держали свои стада. Между селениями была точная граница, которую до сих пор не нарушают. Спорные вопросы, возникающие в обществе, между магалами и родами, решались на гиме. Таким образом, селение составлял союз родов. Каждый род имел свое название, которое сохраняется веками.

Гим посещали только мужчины, причем младшие там разговаривали только с разрешения старших. Старшие имели право и совещательного, и решающего голоса, тогда как младшие — только совещательного голоса. На гиме должны были быть представлены все роды, тухумы (цихилы), от каждого рода – старший по возрасту. Молодой человек получал право голоса, когда в своем роду он оставался старшим. Женщина могла прийти на гим только по праздникам или если её позовут для обсуждения какого-либо касающегося её или её близких вопроса. На гиме обсуждались все последние события в мире, в рутульских селениях и самом Рутуле.

 

Рутульский календарь

Рутулы начинали отсчет года с Нового года – Эр, 18 марта по современному календарю. Днями Эр считались семь дней — с 18 марта, после которых можно было пахать и сеять. Потом начинался хьад – весна, продолжавшаяся до 18 июня. С 18 июня по 18 сентября – гъы|лд – лето, с 18 сентября по 18 декабря — хумухд – осень, с 18 декабря начинался кьы|д –

зима, делившаяся на несколько частей: а|рхъу|й или а|рхъв-да|рхъв – от 19 до 31 декабря; алха|н – с 1 января по 28 января; чиле — с 4 января по 6 февраля;  ц|ик| – с 7 по 27 февраля; дурук|ун – с 28 февраля по 17 марта (вспомним балканские Драконалии).

Къарийды йыгъбыр, говорит бабушка Хурипери Раджабова, 1920 года рождения, состояли из двух циклов: первый – 7 дней, второй – 10 дней (Къарийды йыгъ кьва|дне йиъи – са 7 йыгъ, са йиц|ыд йыгъ). Этот период был весенним.

Между алха|н и цЦик| был период чиле – в сетях, который начинался 4-5 января и заканчивался 5-6 февраля по современному календарю. Это считалось самым холодным временем, когда год был в сетях у зимы. После 6 февраля год убегал из сетей зимы, но у него еще до 18 марта оставались трудности в победе над холодной, жестокой зимой.

Таким образом, весну, лето и осень рутулы просто называли, а зима делилась на несколько периодов, каждый из которых имел свою характеристику. Зима мыслилась как враг жизни, дракон, пленивший все живое. Это живое проходило несколько этапов зимы, чтобы победить и снова вернуть солнце. Это было противостояние зимы и жизни, жизни и смерти. И 18 марта, в Эр, побеждала жизнь – это праздновали особенно радостно и торжественно.

 

Ученые и философы

Философия рутулов имела параллели с учением Платона и Гегеля. Издревле в каждом рутульском селении были ученые, писавшие научные трактаты, выезжавшие учиться и имевшие своих учеников. Их в народе называли сифи.

К самым известным из них относили шейха Навриза из Рутула, Исмаила-Эфенди Шиназского, основавшего в Шиназе в ХVII веке университет, где

изучали философию, логику, математику, астрономию, медицину, его сына и ученого Саида-Эфенди, Кюр-Раджаба, великого ашуга-устада средневекового Востока, Хасмухаммада Ширвани (Шинази), Малла Тураба, Махмуда из Шиназа, Мазый-гага, Исмаил-бабу, Шихай-бабу, Хаджи Ибрам-бабу из Хнюха, Мухаммад-Расула Муслахи, Вагъуф-бабу из Луткуна (это селение относится к Ахтынскому району, но Вагъуф-баба так часто посещал святые места и местных сифи в рутульских горах, что его считают тут своим святым), Халакый Сулеймана и К|асир Давыда из Рутула и многих других. Это те имена, которые сохранились в памяти народа, но таких ученых было множество еще со времен Кавказской Албании.

Сифи передавали свои знания только избранным ученикам, которые должны были с разрешения учителя взять потом своего ученика. Это не было массовым учением, посвящались только избранные, которые выбирались учителем учителя. Ученые анализировали способности души и разума человека, духовные способности в синтезе с религией.

Исмаил-Эфенди построил в Шиназе первую обсерваторию для наблюдения за небом, изобрел инструменты и предмет типа телескопа, с помощью которого изучал звезды и их движение. Особое внимание он придавал Млечному Пути, который рутулы называют Наныхый. Большую Медведицу рутулы называют Ху|букуй. Известный ученый Али Каяев писал, что Исмаил-Эфенди был первым астрономом в Дагестане, он учил по написанной им книге «Хуласат ал-Хисаб». К нему приезжали учиться и из других стран. Учениками Исмаила-Эфенди были Зейд-Ислам Курклинский и Магарам-Эфенди Ахтынский. Исмаил-Эфенди написал несколько книг по астрономии и философии сифи. Умер он в 1798 году. Его сын Саид-Эфенди также был известным ученым, о котором писал Гасан Алкадари в книге «Асари Дагестан».

По преданиям, сифи пробивали посохом в скалах родники, открывали стены и останавливали реку, чтобы перевести отару через Самур. После смерти сифи посохи хранят в особом святилище. Хранят только посохи великих сифи — софистов — суфиев.

 

Религия

Древней религией албан было огнепоклонничество, Солнце и Луна были их богами. В рутульском языке сохранилось имя бога Солнца Гуди. Именем богини Солнца было Шамай. В праздники пекли круглые хлебцы гуди и раздавали их в специальном месте. До сих пор в языке сохранились разные формулы с упоминанием Солнца и Луны: «Вы йыкьа! Ваз выкьа! Виригъ выкьа!» — «Ты приходи! Луна, приходи! Солнце, приходи!» — говорят, когда приходит в дом кто-то дорогой и долгожданный.

Рутулы, как и другие народы Кавказской Албании, приняли христианство. Официально оно было принято Кавказской Албанией в 313 году нашей эры (для сравнения – Киевская Русь приняла христианство в 988 году во время княжения Владимира, Рим — в период от 323 до 337 года, когда им правил император Константин Великий, основавший Константинополь, который позже стал называться Стамбулом). По некоторым источникам, рутулы начали исповедовать христианство с 37 года нашей эры, в 70 году святой Елисей (Ериш) построил церковь в рутульском селении Киш, 313 год – дата официального принятия религии.

Принятие христианства в Кавказской Албании связано с именем одного из апостолов Христа – Фаддея, принявшего позже мученическую смерть от армянского царя, и его ученика Елисея. После смерти Фаддея Елисей возвратился в Иерусалим и рассказал апостолам о его смерти. Албанский историк Моисей Каланкатуйский позднее написал в «Истории албан»: « …по вдохновению Святого Духа Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалимским. Елисей, получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армению, и начинает проповедовать в области Чога и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение. Оттуда он пришел в область Ути, в город Согарн с тремя учениками, родственники которых, некоторые беззаконники, погнались за ними, и один из пяти учеников получил от них мученическую кончину. Два других ученика оставили блаженного Елисея и пошли за мужами – убийцами. Но святой первосвятитель прибыл в Гис (Киш. – С. М.), устроил церковь и принес бескровную жертву. На этом месте возникли первые церкви наши, митрополия и просвещение».

Таким образом, святого Елисея направил на Восток проповедовать христианство брат Иисуса Христа Иаков. Елисей направился в город Чога/Чола (Джал – на рутульском) (Дербент), оттуда в Ути (к удинам), а в селении Киш, где проживают рутулы, построил в 70 году нашей эры (по некоторым источникам в 37 году) церковь – первую христианскую церковь, ставшую духовным центром всего Востока. Эта церковь и ныне стоит в Кише и носит имя святого Елисея. В рутульском языке имя Елисей сохранилось до сих пор в варианте Ериш.

Северные (дагестанские) рутулы приняли мусульманство в VIII веке нашей эры, однако еще до XIX века в Рутуле стояли и церкви. В настоящее время рутулы являются мусульманами суннитского толка.

 

Письменность

В рутульском языке сохранилось выражение «Викь ки вац|аардиш» — Ничего не знает (букв. Не знает даже викь). У слова викь известна только сема – буква.

Энтузиаст, искатель свидетельств рутульской истории, хранитель многих ее интересных памятников Б.Гасанов обнаружил в Рутуле медный поднос с албанской надписью по периметру. Мы склонны считать, что эта медная тарелка должна быть датирована периодом начала христианства: верхний знак – печать царя Асвагена, звезда Давида (ранний период христианства), грифон — символ власти над небом и землей.

 

Известные личности

Политические и хозяйственные деятели:

Сулейманов Давуд – глава администрации Рутульского района; Алиев Гасрет – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза; Ашурбеков Владимир – депутат Народного Собрания РД; Гарунов Ибрам – член Верховного суда РД; Исмиев Эфенди – бизнесмен, руководитель фирмы «Аз Куьрпи»; Каллаев Калла – бизнесмен; Казибеков Ибрагим – министр; Магомедов Нурахмед – бизнесмен; Магомедов Ягузал – судья Кировского района г. Махачкалы; Сулейманов Ибрагим – бизнесмен; Султанов Челеби — генерал-майор ВВС.

Ученые

Исмаил-Эфенди – с него начинается современная история науки рутулов. Он был астрономом, философом, риториком, физиком и поэтом, основатель средневекового университета в Шиназе в XVII-XVIII веках, о нем писали Али Каяев и Гасан Алкадари. Его сын Саид-Эфенди – поэт, философ, математик, к которому, как и к его отцу, ездили учиться со всего Ближнего Востока; Абдурахманов Селим – доктор педагогических наук, профессор кафедры физики ДГПУ; Алисултанов Алисултан – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английского языка ДГПУ; Вердиев Верди – доктор математических наук, профессор ДГУ; Вердиев Микаил — доктор математических наук, профессор ДГТУ, зав. кафедрой физики, действительный член Международной академии холода, заслуженный изобретатель РФ и РД; Гасанов Багаудин – краевед, создатель рутульского музея; Девришов Давуд – доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, зав. кафедрой иммунологии ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К. И. Скрябина, создатель научной школы «Иммунологический мониторинг в прогнозировании инфекционного процесса»; Джамалов Камал – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики русского языка ДГУ, один из создателей рутульского алфавита; Джелилова Хадижат – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ДГПУ, автор монографий по истории рутулов; Ибрагимов Ибрам – доктор технических наук; Исмаилов Тагир – доктор технических наук, академик, ректор ДГТУ, депутат Народного Собрания РД; Кафаров Тельман – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ДГМА; Махмудова Светлана — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой дагестанских языков ДГУ, автор монографий, учебников и учебных пособий по русскому и рутульскому языкам и рутульской литературе; Мусаев Гамзат – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Дагестана ДГУ, автор книг по истории рутулов и цахуров; Баламамедов Абдулкасум – кандидат филологических наук; Гусейнов Идаят – кандидат исторических наук, доцент ДГУ; Гусейнова Фарида – кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка ДГПУ; Ибрагимова Мариза – доктор филологических наук, доцент кафедры общего и дагестанского языкознания ДГПУ; Ильдарова Эмма – кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанской литературы ДГУ; Каллаева Заинат – кандидат филологических наук, доцент ДГПУ; Магомедова Фатима – фольклорист, автор книг по фольклору рутулов и цахуров; Раджабова Зерифа – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Дагестана ДГПУ; Рамазанов Рамазан – историк, автор книг по истории, литературе и фольклору Шиназа; Саидова Январика – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка ДГПУ; Сулейманова Таисия — кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка ДГПУ; Султанаева Кизил — кандидат филологических наук, доцент ДГПУ; Джелилова Айгюн – кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанских языков ДГУ.

Спортсмены

Абдуллаев Вагиф – чемпион мира по кикбоксингу, чемпион мира по Full Contact WPKA; Агаев Курбан –

неоднократный чемпион СССР по вольной борьбе и самбо; Магомедов Сейфулла – двукратный чемпион Европы по тхэквондо; Казибеков Вагаб – чемпион Европы по вольной борьбе; Ганачуева Саният – первая в России чемпионка мира по вольной борьбе; Ризванов Абдуселим – заслуженный тренер России; Султанмагомедов Кавказ – абсолютный чемпион мира по боям без правил.

Ашуги, поэты, писатели

Зейнаб Хинави (XI век), Куьр-Раджаб (XVIII-XIX вв.), Молла Тураб, Курбан из Ихрека, Самед из Вуруша, Джамесеб Саларов, Шиназ Эзерчи, Исмаил Дагестанлы – поэт, артист, Нурахмед Рамазанов, Муса Махмудов, Сакит Курбанов, Юсиф (Меджидов Юсуф), Магомед Улилеев, Шафи Ибрагимов, Эльфаат Эдельби, Шарафет Дагестанлы, Герай Фезли, Ильяс Черкезов, Саид Сулейманов, Салатым, Биизат Рамазанова.

 

Рутулы за рубежом

Ибрахим Шинаси-старший – крупный военачальник Турции, погиб под Шумлой; Ибрахим Шинаси Эфенди – известный турецкий писатель, поэт, публицист, политический деятель; Мухаммад Челеби – шейх, муфтий Шеки и Ширвана, один из активных сподвижников Шамиля; Шамиль Дагестани – генеральный директор комплекса стадионов Дамаска; Талеб Дагестани – главнокомандующий пограничными войсками Сирии, адъютант президента Сирии, генерал, во время арабо-израильской войны командовал Ливанским фронтом; Казем Дагестани – философ, социолог, доктор наук по социологии, в 1940-1942 гг. – начальник канцелярии премьер-министра, затем канцелярии президента Сирии; Закарья Дагестани – заместитель начальника тюрьмы Дамаска, тайно освобождавший сирийских патриотов во время французской оккупации Сирии; Ризванов Бильбиль – тренер молодежной сборной Турции по вольной борьбе; Эльфаат Эдельби – известная сирийская писательница.

Статьи из «Рутульцы»