Купить PDF-версию
14:17 | 19 марта, Вт
Махачкала
X

С Новым годом, с новым столбом!

Для того чтобы оживить праздничный антураж и вдохнуть радость в атмосферу Нового года, взрослые оставляют для детей подарки под ёлкой. Это всегда приятная неожиданность, наполняющая малышей счастьем и восторгом. Однако некоторым «подкладывают свинью» – прямо перед домом.

Неожиданный «подарок» накануне праздников получила жительница Махачкалы Фируза Абилова. В данном случае роль щедрого Деда Мороза взял на себя Муса Ибрагимов: в ночь на 29 декабря частная компания «Махачкалинская распределительная электрическая сеть», генеральным директором которой он является, установила огромную вышку сотовой связи в непосредственной близости, буквально в трёх метрах от её дома по ул. Гоголя, 2 «а».

С чего все началось

За неделю до этого вечером, когда Ф. Абилова возвращалась с работы, она застала возле старой опоры линии электропередачи перед домом несколько человек. Как выяснилось, это были сотрудники компании «Махачкалинская РЭС». На расспросы Абиловой они ответили, что компания планирует в ближайшее время заменить старую опору. Однако на следующий день работники пригнали технику и вырыли яму глубиной в два метра с целью последующей установки вышки. Абилова потребовала у них разрешительной документации. Необходимых документов, подтверждающих право на установку вышки сотовой связи, у них не оказалось.

«Приехал их начальник Ибрагимов. То, что он мне предъявил, может вызвать только смех. Он привез бумажку примерно следующего содержания: дескать, «Водоканал» не возражает против того, чтобы здесь что-то копать и проводить работы. Я не стала дочитывать. Это не документ, имеющий реальную юридическую силу, а то, что на русском языке называется «филькина грамота», – рассказала Абилова.

Юридический аспект конфликта

Большую часть передающих радиотехнических объектов составляют так называемые базовые станции сотовой связи, зачастую располагающиеся в черте жилой застройки. Как правило, люди жалуются на негативное воздействие функционирования базовых станций сотовой связи на их здоровье и отсутствие у энергетических компаний разрешительных документов на установку этих объектов.

По сути необходимо провести замеры электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории и внутри зданий. Исследованные уровни плотности потока энергии электромагнитных излучений должны соответствовать требованиям СанПиН 2. 1.2645-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В соответствии с нормативными документами владелец базовой станции сотовой связи Муса Ибрагимов обязан был получить санитарно-гигиеническое заключение на проектную документацию. Для этого Ибрагимов должен был представить заявление о выдаче такого заключения и проектные материалы (перечень сведений, подлежащих включению в это заключение). Такие заключения в свою очередь выдаются строго на основании результатов санитарно-
гигиенической экспертизы.

Существует юридический норматив Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) «О безопасности базовых сотовых станций», где обо всем этом черным по белому написано. Эта информация находится в свободном доступе, и Ибрагимов как начальник энергетической компании не мог этого не знать.

Дальше – больше

«Мы с сестрой были дома, когда услышали шум с улицы, какой-то грохот. Вышли к воротам, а там рабочие успели пригнать бетономешалку и стали заливать фундамент для вышки. Я встала против машины. Говорю им: вы не имеете права, у вас нет никаких документов. Водитель не стал слушать, наехал на меня. Едва не сбил, сломал одно дерево. Бандитскими методами действуют», – рассказала Абилова. В ночь с 28 на 29 декабря они поставили на бетонированной площадке эту самую «мачту».

Абилова тотчас обратилась в Роспотребнадзор. Сотрудники надзорного ведомства прибыли на место и в присутствии Ибрагимова сказали, что они ему не выдавали никакой документации. Составили акт санитарно-гигиенического обследования, в котором установили: «Факты, указанные в обращении, подтвердились. На расстоянии 3 метров от дома заявительницы размещена опора (столб) двойного назначения. Согласно договору №1/21 от 29.11.2021 г. опора предназначена для воздушной линии электропередачи и оборудования базовых станций сотовой связи. На момент обследования опора не оборудована и не введена в эксплуатацию. Отсутствует проектная документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных [объектов] базовой станции, а также проектирование и строительство вблизи жилых домов, что является нарушением требований СанПиН 2.1.8. /2.2.4.1190-03, п.3.7.».

Единственный документ, который предъявил руководитель компании, это договор аренды с компанией «Билайн» на эксплуатацию вышки сотовой связи. Это похоже на ситуацию, когда некий гражданин N приобретает строительный камень, приходит на чужой земельный участок и начинает работы по воздвижению дома без необходимой правоустанавливающей документации. А на слова возмущенного хозяина этого участка о нарушении его прав собственности господин N с видом полной невинности предъявляет квитанцию о купле такого-то объема стройматериала. Подобное произошло и в случае установления этой вышки. Кроме того, в этом договоре аренды неверно указаны координаты: вместо жилого дома написано «биокорпус» и расстояние – 7 метров, что не соответствует действительности. А попросту говоря – обман.

Бессильные мира сего

Беда многих дагестанцев, страдающих от произвола отдельных лиц (как представителей коммерческих организаций, так и госслужащих), заключается в юридической неграмотности населения. Заведомо будучи в курсе насчет таких пробелов в образовании граждан, некоторые потерявшие всякие берега «бытовые вершители судеб» позволяют себе пренебрегать юридическими актами и нормативами. Чем чаще эти дельцы выходят победителями из таких щепетильных ситуаций с известным риском, тем глубже укореняется в них убежденность в своей безнаказанности и местечковой вседозволенности. В большинстве случаев, по всей видимости, им все противозаконные действия сходят с рук. Иначе ничем не объяснить столь самоуверенный тон представителя организации, играющей вторую скрипку в энергетическом комплексе Дагестана.

Но Ф. Абилова не относится к числу людей, незнакомых с законодательством. Поэтому она вызвала представителей Роспотребнадзора, отнесла заявление в прокуратуру, вызывала несколько раз полицию, останавливала собственными действиями деятельность тех, кто по сегодняшний день продолжает установку вышки. Просто официальные службы реагируют медленнее, чем те, кто не озабочен соблюдением законов юридических и нравственных.

Как поведала Абилова, в ходе неприятного диалога между ней и Ибрагимовым последний в качестве аргумента высказал, что, мол, люди хотят установить эту вышку. В самом деле, зачем долго голову ломать?! Если подумать, это же как дважды два: одному человеку будет плохо (ничего страшного), зато ведь сколько людей получат высококачественную и высокоскоростную связь. Как ни вертись, а на всех не угодишь…

На первый взгляд кажется, что арифметика здесь предельно понятна, расчет правильный, и каждый его пункт соответствует логике вещей. Но это только кажется. Поскольку там, где речь идет о человеческой жизни и её качестве, руководствоваться сухими математическими категориями просто бесчеловечно, антигуманно. Добро бы еще действия «Махачкалинской распределительной электрической сети» отвечали букве и духу закона. Но всего этого нет. Следовательно, нет у них ни юридического, ни морального права на те действия, которые они совершили, невзирая ни на закон, ни на общепринятый морально-
этический кодекс.

P.S. Предвосхищая обвинения в адрес «ДП» в недостаточной объективности и однобокости изложения этой проблемы, считаем своим долгом отметить, что редакция попыталась связаться с компанией «Махачкалинская РЭС». Но на официальном сайте не оказалось ни номера телефона, ни адреса электронной почты, и посему не удалось выйти на связь с представителями компании.

Статьи из «Цифровизация»

Цифровизация в республике активно развивается

23
На заседании коллегии Министерства...

Айтишники ждут своего часа

67
Цифровая трансформация России в настоящем, пожалуй, наиболее продуктивная сфера совместной...

Спутники на службе человеку

33
Часто новое это хорошо забытое старое. В современных технологиях данная непреложная истина...

Цифровизация шагает в горы

35
Программу «Устранение цифрового неравенства» (УЦН), реализуемую в России не первый год,...

Цифровой прорыв

61
Цифровая трансформация в строительстве набирает темпы. Целый ряд законодательных актов,...

Подведены итоги форума

32
В рамках Международного цифрового форума во второй день работы в Каспийске состоялось...

Каспийский цифровой форум

74
О концепции международного Каспийского цифрового форума–2023 на пресс-конференции накануне...

«Цифра»: комфортная и полезная

54
Россия по праву считается очень развитой в цифровом плане...

Не для галочки

46
О системе анализа потока и маршрутов туристов, развитии информационной транспортной...

Цифровой десерт

88
«Век живи – век учись». Это изречение, приписываемое античному философу Сенеке, в эпоху...

Дагестан выходит в лидеры

562
Изолированность дагестанской экономики, чем долгие годы объясняли невысокий темп её...

Цифровой профиль,

111
Отечественная строительная отрасль поступательно осваивает цифровые технологии. Отрадно...