Купить PDF-версию
17:03 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
06:44 26.03.2009

КПД проверок – нулевой

Вчера под председательством Президента РД Муху Алиева состоялось совместное заседание Совета по координации работы контролирующих органов при Президенте РД и Совета по противодействию коррупции при Президенте РД.

Открывая заседание, глава республики подчеркнул, какое большое внимание уделяется на самом высоком уровне вопросам борьбы с коррупцией. На очередной сессии Народного Собрания РД будет рассмотрен проект закона РД «О противодействии коррупции в Республике Дагестан». Предстоит большая работа, в том числе и по экспертизе принятых законов под антикоррупционной призмой, и по разработке механизмов контроля за улучшением работы всей системы управления. Нужна открытость в работе, прозрачность, нужно избегать субъективизма, изменить стиль всей работы контролирующих и правоохранительных органов. Вроде бы работа кипит, проверки идут, но до суда, до оценки работы дело не доходит.

Сегодня мы должны обрисовать реальную картину, разобраться, подчеркнул М. Алиев.

С докладом о результатах обобщения работы правоохранительных органов по обеспечению взаимодействия в борьбе с правонарушениями в экономической и бюджетной сферах выступил советник Президента РД Магомед Абдулхаликов.

В стране и в республике, сказал докладчик, предпринимаются беспрецедентные меры по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса. В этих условиях вопросы защиты государственных интересов в экономической и бюджетно-финансовой сферах становятся первоочередными и самыми актуальными.

Анализ статистических данных показывает, что нарушения в этих сферах растут, причиняемый вследствие этого финансовым правоотношениям вред исчисляется миллиардами.

Будучи озабоченным складывающейся негативной обстановкой и тенденцией к ее ухудшению, Президент Республики Дагестан поручил обобщить работу правоохранительных и уполномоченных контролирующих органов по обеспечению надлежащего взаимодействия в борьбе с правонарушениями в экономической и бюджетно-финансовой сферах, разобраться, срабатывает ли надлежаще стык между этими механизмами.

Обобщение и анализ этой работы показали, что деятельность государственных органов не носит целенаправленный характер, начинания или инициатива одних не подхватываются и не всегда поддерживаются другими. В конечном итоге не оказалось органа, заинтересованного в логическом завершении работы по каждому правонарушению и учете принятых мер как уголовного, так и административного характера.Большая часть выявляемых финансовых нарушений приходится на неэффективное использование бюджетных средств — непроведение торгов, неправомерные расходы и т.д., то есть на те виды нарушений, реагирование на которые является обязанностью самих контролирующих органов.

Безрезультативные проверки составляют массу фактов, имеют место во всех 3-х контролирующих органах. За два анализируемых года ими только в правоохранительные органы передано 152 материала (ревизии, проверки ), по которым не выявлено ни одного нарушения, ни на один рубль. Больше половины из них приходится на МФ РД — 85, ТУ Росфиннадзора — 44 и Счетной Палаты — 23 . Это и потраченное впустую время госслужащих, растраченные средства на командировочные расходы, а главное — явно необоснованное, непродуманное вмешательство в деятельность предприятий, учреждений, организаций малого и среднего бизнеса. Справедливости ради необходимо отметить, что большинство этих проверок проводилось по требованию правоохранительных органов.

С одной стороны, государство не может не думать об экономической безопасности, не допускать фактов организации проверок сообщений или оперативной информации правоохранительных органов, но наряду с этим в условиях Дагестана имеет место огромный пласт безрезультативных проверок, проведенных по их инициативе.

Однако возникает и вопрос — все ли так благополучно с материалами проверок, где все-таки выявлены нарушения законодательства, причем порой на огромные суммы. Ответ на него еще больше усложнен в силу ряда причин — это и некачественные, поверхностные проверки контролирующих органов, и беспринципные подходы к организации доследственных проверок, расследованию уголовных дел со стороны оперативных работников, следователей правоохранительных органов, отсутствие должной настырности прокурорских работников по принятию окончательных логически завершенных решений по всем фактам и, наконец, совершенно либеральная судебная практика, что в конечном итоге сводит практически «на нет» работу государственного механизма в этой сфере.

На сегодня практика работы и ошибки (в исследуемой части) у всех трех контрольных органов типичны. Представители правоохранительных органов в один голос утверждают о некачественности представляемых им материалов, об отсутствии и неподтверждении выводов надлежащими и достоверными доказательствами и т.д.

Действительно, изучение переданных в правоохранительные органы материалов проверок и их анализ показали, что во многих случаях или проверки проводятся без участия проверяемых лиц, или их не ознакамливают с результатами и выводами, они не получают объяснений; часто не принимают во внимание возражения этих лиц, не выносят обоснованные заключения по ним. Все это является грубыми нарушениями Положения «О порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов с Генеральной прокуратурой, МВД и ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий ( проверок)» от 7 декабря 1999 г.

В ходе обобщения исследовалась и ситуация, как разрешались в правоохранительных органах переданные им материалы ревизий и проверок. Установлены факты принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, дачи неправильной юридической оценки выявленным серьезным нарушениям, неоправданной волокиты в ходе доследственных проверок и расследования уголовных дел. Все это в конечном итоге неблаготворно влияет на принятие окончательных и законных мер. 

Например, проверкой Счетной Палаты по использованию средств республиканского бюджета, выделенных МО « С.-Стальский район» на 2007 г. на финансирование и ввод 3-х объектов ( строительство школы в с.Юхаристаль, спортзала в с.Касумкент и строительство группового водовода Сардаркент-Даркуш-Казмаляр) в сумме 31 052 000 рублей, выявлено, что они использованы не по назначению, а потрачены на содержание местного телевидения, оказание финансовой помощи союзу ветеранов Афганистана, на подписку газет и журналов, на погашение долга за ГСМ, на финансирование «Дня участковых инспекторов», на проведение Новогоднего вечера, «Дня г.Махачкалы», на подарок, на премирование работников, на строительство уборной и т.д.

31 августа 2008 г. следователем С.-Стальского МРСО СУ СК Сафаралиевым по материалу отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления в действиях главы администрации Абакарова Р.А., мотивировав это тем, что суммы растраченных Абакаровым бюджетных средств не превышают 1,5 млн. рублей.

Абсурдность решения очевидна, тем не менее, только в ходе данного обобщения — 25.02.09 г. это незаконное решение отменено и поручена дополнительная проверка, хотя наличие состава преступления в действиях руководителя муниципалитета, незаконно использовавшего целевые республиканские бюджетные средства на сумму более 31 млн. рублей, не вызывает сомнений. Не ясно другое — что стоит за этим решением следователя? То ли некомпетентность или что-то иное?!

Практика работы правоохранительных органов во многих случаях дает «опасный крен», когда за представленными материалами ревизий сразу «выискивают» сумму 1,5 млн. руб. для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 285-1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств», если же нет, то с легкостью принимают решения об отказе в возбуждении уголовных дел за отсутствием состава преступления или же возвращают эти материалы в контролирующие органы, списывают в наряды, приобщают к «литерным» делам и прочее.

Опасность заключается в том, что за «отвлечениями бюджетных средств» на иные цели могут быть укрыты любые обстоятельства, вплоть до злоупотреблений служебным положением, присвоений, растрат и т.д. Однако эти обстоятельства зачастую не исследуются, и реальная картина не вскрывается, стало быть, надлежащая юридическая оценка тем или иным событиям, действиям должностных лиц не дается.

Иллюстрацией о том, как несвоевременные проверки (ревизии) и волокита при рассмотрении материалов, расследовании уголовных дел в конечном итоге отражаются на их судьбе, может служить следующий пример. Главным врачом ЦРБ Ногайского района Балигишиевым в 2004-05 годах использованы не по назначению 4 600 000 руб., то есть совершено преступление, предусмотренное ст. 285-1 УК РФ. Вместе с тем, эти обстоятельства выявлены лишь в 2008 г., и пока материалы передавались в правоохранительные органы, пока СУ СК разбиралось в обстоятельствах, истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности, в силу чего следствием виновное лицо освобождено от ответственности.

В вопросах своевременного возбуждения уголовных дел возникают «неувязки», связанные и с судебной системой. Например, по делу о злоупотреблениях директора ФГУ «Самурский лесхоз» Мевлюдинова Ю.Д. трижды разными судьями Кировского района г. Махачкалы принимались решения о незаконности возбуждения уголовного дела, дважды эти судебные решения как незаконные отменялись Верховным судом РД, последнее решение прокуратурой вновь обжаловано и в данное время рассматривается в Верховном суде. И это не единичный пример.

В целом по анализируемой категории дел судебная практика характеризуется как либеральная, по абсолютному большинству назначаются меры наказания, не связанные с лишением свободы; всего по 2 делам, возникшим в бюджетной сфере, определено наказание, связанное с реальным лишением свободы.

Более того, уместно отметить и то, как выглядит картина оправданных в последние годы. Хотя число оправдательных приговоров в республике в истекшем году значительно снизилось, эта цифра все еще остается значительной. В 2008 г. вынесено оправдательных приговоров в отношении 204 подсудимых, и в отношении 19 судом дела прекращены по реабилитирующим основаниям.

Примечательно здесь то, что из числа всех оправданных больше всего:

— должностных лиц органов власти и местного самоуправления — 38

— обвиняемых в присвоениях, растратах и мошенничестве — 37

— обвиняемых в совершении других преступлений в сфере экономики — 29

— обвиняемых в получении взяток — 10.

Таким образом больше половины всех оправданных — лица, которые обвинялись в совершении корыстных или должностных преступлений. 

Наряду с этим сложившаяся вышеописанная ситуация с организацией проверок юридических лиц также не оставляет сомнений в том, что необходимы серьезные изменения, давление на хозяйствующие субъекты, бизнес должно снизиться в разы. Кардинальные меры в этой части предусмотрены в новых федеральных законах, принятых в декабре 2008 года. 

В новом ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора ) и муниципального контроля» серьезно изменены как подходы к организации и проведению проверок, так и порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление контроля ( надзора ); серьезно сужены права уполномоченных органов и их должностных лиц. К примеру, из ФЗ «О милиции» исключен п. 25 ст. 11, которым работникам органов внутренних дел предоставлялось право проводить проверки по сигналам о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.

Одно из серьезных нововведений — это возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности уполномоченных в этой сфере федеральных контрольных органов.

Именно на прокуратуру возложена обязанность составления Сводного Плана проведения плановых проверок. Более того, ни одна внеплановая проверка не может быть проведена без письменного и мотивированного согласия органов прокуратуры. Прокуратура же обязана вести не только полный учет плановых и внеплановых проверок, а также осуществлять полноценный мониторинг внеплановых проверок.

Несомненно, что при ответственном и добросовестном исполнении требований этого закона многие негативные процессы в обществе, основанные на мнении о незаконном вмешательстве в хозяйственную и предпринимательскую деятельность, будут сняты.

Должно кардинально измениться взаимодействие и эффективность слаженной, результативной работы государственного и теперь уже муниципального контроля, ибо к ним напрямую подключается и будет нести главную ответственность и прокуратура, — сказал докладчик.

Руководитель территориального управления Росфиннадзора в РД Мамед Мамедов стал подробно рассказывать о том, какие проверки провели ревизоры возглавляемого им управления, в том числе по контролю за расходованием средств, выделенных из бюджета Российской Федерации, но Президент РД прервал его:

— Сегодня мы обсуждаем не работу возглавляемого вами управления, а вопросы взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов. Вот вы сказали, что проведено около 400 ревизий, выявлены нарушения на более чем 6 млрд. рублей. А какова результативность этих проверок?

— Возбуждено 23 уголовных дела, 22 материала находятся в Прокуратуре Дагестана, 33 материала рассматривают специалисты МВД и ФСБ.

— Ничего в ваших материалах нет, — отреагировал прокурор республики Игорь Ткачёв.

— Сотни материалов разваливаются — непонятно, кому и зачем такие ревизии нужны, — включился в разговор глава республики. — Вроде бы суммы выявленных нарушений большие, а результат — нулевой. Что могут сделать правоохранительные органы, если контролирующие органы некачественно выполняют свою работу. Какие-то гоголевские ревизоры. Работа кипит, проверки идут, раздражая людей, нервируя их, но в конце концов виноватых нет. Как отмечалось в докладе, материалы передаются из рук в руки, но они потом бесследно исчезают. Это как понимать? Нам нужны не цифры, сколько проверок и ревизий проведено, а результаты. А вот результатов как раз нет. Эти ревизии нужны самим ревизорам, они на этом наживаются. У контролирующих органов нулевой авторитет в народе. Загнать в угол торговцев на рынке — это мы можем, а вот пресекать серьёзные нарушения не можем. Целый конвейер, который работает на коррупцию, а не на борьбу с ней. Неужели непонятно, что так работать нельзя?

Министр финансов РД Абдусамад Гамидов после таких слов Президента не стал читать заранее приготовленный текст и согласился с докладчиком и Президентом, что контролирующие органы плохо работают, по их материалам правоохранительным органам не за что зацепиться.

Председатель Счётной палаты РД Малик Баглиев посетовал, что экономический эффект от всех проверок не превышает 5 млн. руб.

В прокуратуру, милицию, ФСБ направляются материалы и информационно-аналитического содержания, по которым и не предполагается возбуждение уголовных дел или иное вмешательство правоохранительных органов. А вообще проверяющие спотыкаются друг о друга. Нужен сводный план проверок, чтобы они не ходили гурьбой. Такой план, координирующий работу контрольных органов, уже есть, но в этом плане нет правоохранительных органов.

Прокурор республики Игорь Ткачёв отметил, что с 1 июля этого года вступает в действие новый закон (некоторые его положения начнут действовать с 1 января будущего года), согласно которому внеплановую проверку можно будет проводить лишь с разрешения прокуратуры, поэтому вскоре эти необоснованные проверки прекратятся. Что же касается взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, то, по мнению прокурора, такое взаимодействие есть, но оно недостаточно. За последние два года по инициативе министерств и ведомств возбуждено 32 уголовных дела финансово-экономической направленности. То, что контролирующие органы представляют материал по неэффективному использованию бюджетных средств, за это уголовное преследование не проводится. К уголовной ответственности можно привлечь только за нецелевое использование бюджетных средств и только в том случае, если сумма превышает 1,5 млн. руб. За два последних года таких случаев было 14.

Не удовлетворило главу республики выступление и заместителя начальника Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по РД Шамиля Мутаева. За последние два года дагестанцы более 50 раз перекрывали дороги. Кто должен разбираться, из-за чего люди недовольны, кто должен принимать меры? Вся республика напичкана проверяющими и контролирующими органами (их более 40), нет жизни ни малому бизнесу, ни бюджетным организациям. А толку от их работы — никакого. Президент РД выразил надежду, что с учётом финансово-экономического кризиса будет активизирована работа по борьбе с бюджетными, финансовыми, экономическими преступлениями, что будут сделаны серьёзные выводы.

 

Статьи из «Политика»

Нужна сбалансированная работа

2
Не надо кошмарить бизнес, говорил Дмитрий Медведев, находясь у руля государства. В недавнем...

Семья и дети – в центре внимания

3
Глава Дагестана Сергей Меликов принял участие в...

Усилить профилактику правонарушений

8
Вчера в Махачкале прошла тридцать первая сессия...

Воссоздать свой архитектурный стиль

5
По внедрению цифровых решений в строительную отрасль...

Голосуя сердцем

6
Вряд ли кто станет отрицать, что нынешние президентские выборы в нашей стране были особенными. Народ, продемонстрировавший поразительное единство, одерживающий...

Дагестан – это Россия в миниатюре

15
Открывая очередное совещание по актуальным вопросам,...

Производная войны

8
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Дополнительный импульс

10
Как уже сообщала «Дагестанская правда», в республику с рабочим визитом прибыл министр...

Единственно верный выбор

6
Итоги прошедших выборов Президента России ни у кого не вызвали удивления, они были легко предсказуемы. Реакция на них в мире разная – лидеры дружественных нам...

Память о героях

829
Матери и вдовы ребят, погибших в зоне СВО… Каждая из них переживает боль потери по-своему....