Купить PDF-версию
15:45 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

От обратного – вперёд

Каждый раз, когда менялись первые лица во власти, дагестанцы так или иначе настраивались на реальные перемены. И, казалось бы, обещания изменить жизнь к лучшему, навести порядок в экономике, политике имели под собой основания. Но где-то стопорилось, а где-то не выходило так, как хотелось бы.

По правде сказать, первоначальное отношение к новому руководителю было осторожное. И стиль его работы оказался столь неожиданным, что местные элиты не сразу сообразили, что им делать. И как не вспомнить встречу Сергея Меликова с родителями братьев Гасангусейновых, упорно выстаивающих со скромными плакатами в центре города с просьбой разобраться в трагическом инциденте, в результате которого погибли их сыновья. И в этом поступке генерала не было никакой нарочитости, а только глубокая боль, пережитая от потери собственного сына, и его обещание помочь семье. Мог ли он предположить, что ему в этом попытаются помешать? И зашевелились те, кого отодвинули от бюджетной кормушки, и в силу этого не смогли простить генералу вот такого своеволия.

И в новой команде пока только идет процесс притирки, и она хотя и с трудом, но концентрируется в сложных экономических реалиях, где все непросто, если не сказать, крайне сложно. И повинны в этом не только ситуация с коронавирусом, экономическая нестабильность, но и всеобщая депрессия, от которой так трудно избавиться. Да, предстоит трудный диалог власти и общества. И дело тут не в руководителе республики – слишком сложно дагестанцам, ощущающим вакуум власти в последние годы, принять новые правила, хотя они и видят обозначенные контуры обратной связи, желание власти быть услышанной. И ей сегодня приходится несладко, сталкиваясь и с реверсом оппозиции, и бойкотированием некоторых инициатив со стороны муниципальной власти, и с промышленным спадом, больно ударившим по экономике республики. Меликову явно недостает крепких профессионалов, способных работать в командном режиме. Иначе не выстоять. Это понимают все: и простые работяги, и чиновники, желающие усидеть в комфортном кресле, предпочитающие оставаться в тени, авось пронесет. Нет, не пронесет. И каждому должно быть понятно, что та же вакцинация – это не прихоть Меликова, а возможность благодаря коллективному иммунитету выстоять и сохранить своих близких. Но вопрос вакцинации напрямую связан и с организацией дагестанского здравоохранения. И с ним отраслевое ведомство пока не справляется, слишком много накопилось вопросов, требующих четкого распределения функций.

Трудно быть провидцем в распределении должностных полномочий, чтобы в наличии были управленцы, четко представляющие будущее развитие республики. Уже третью стратегию социально-экономического развития принимает республика. И каждый раз читаешь серьезный документ вроде как сказку, осознавая, что желаемое с действительностью может и не совпасть. А инфляционные скачки наблюдаются в российской экономике в целом, несмотря на то, что финансовая подушка у страны есть.

Да, Меликов знал, что ему придется многое ломать в привычном ритме. И если не споткнулся, то натолкнулся на серьезное противостояние чиновничества. Ему бы работать, а он вынужден заниматься не структурированием экономики, а разбираться в дрязгах и отвечать на фейки, болезненные, жестокие, спровоцированные теми, кто привык руководствоваться не здравым смыслом, а беззастенчиво воровать, забывая о нуждах народа, о котором вспоминают лишь в очередную избирательную кампанию. Вот и нынешняя обещает быть нелегкой. Это и выборы в Народное Собрание республики, и в Госдуму. И дай бог нам пережить выборы, обойтись без скандалов и громких разоблачений.

Так как же Меликов намерен решать вопросы инвестиций, разбираться с муниципальной властью, перспективными отраслями экономики, накопившимися проблемами с очистными сооружениями, мусорным коллапсом, строительством социальных объектов? Работающий, не привыкший ссылаться на объективные трудности, Меликов за полгода, несмотря на более чем критическую ситуацию в республике, положил начало серьезной работе, что приносит реальные результаты. И его выступление в Совете Федерации можно рассматривать как возможность обратить внимание Федерального центра на экономические проблемы региона, а заодно подписать серьезное соглашение с «Газпромом» по газификации двадцати муниципалитетов республики, определиться с новыми рынками сбыта, завязав прочные экономические межрегиональные связи. И комментировать его стиль управления – занятие неблагодарное. Он всегда неожидан. И правдив настолько, что республиканский парламент на недавней сессии замер, услышав жесткий вопрос о том, какие решения депутатов можно рассматривать как действенный механизм, напрямую отвечающий депутатскому статусу.

Да, должностные ротации не прибавили Меликову популярности среди забронзовевших чиновников, но дали возможность ощутить дагестанцам перемены. Они не очень пока явны, но в них почему-то сразу поверили, и доверие это дорогого стоит. Сумеет ли он преодолеть клановые игры даже не местных, а московских элит, разворачивающих региональные настроения в удобную для них экономическую, политическую диспозицию. Они, эти теневые игроки, хотя и пытаются действовать завуалированно, но все же остаются на виду. Дагестан ведь все еще сохраняет общинную психологию, и это не недостаток, скорее достоинство, и каждый маневр верхов становится достоянием всех и каждого. Меликову ли не знать горный край изнутри? Он понимает, что психологически обобщенный портрет дагестанца лишен прежней привлекательности, времена наложили свой отпечаток на его суть, уходит то, чем так гордились наши предки, – мужество и воля, сдержанность и готовность протянуть руку, признав свои ошибки. Но сохранилось и другое – традиционность, умение слышать и слушать. И он сам соответствует этим представлениям.

Нет, это не закрытый для людей чиновник, а живой человек, и мы это увидели. Он совершенно лишен амбициозности, которой страдают местные бонзы, и его общение – оно не на публику. Кажется, он, сделавший блистательную карьеру не просто военного, а успешного руководителя, политического менеджера, поработавший в самых высоких кабинетах, должен иметь налет определенной статусности, отличающей его от простых смертных. Но это вообще не беспокоит генерала, так выбивающегося из всех возможных стереотипов. Он занят делом. И его реформа внутренней политики – а он за короткий срок реорганизовал двенадцать управлений АГиП – предтеча преобразований, о которых можно только предполагать. Не стоит гадать о дальнейших планах, он ведь не привык публично рассуждать о том, что собирается делать. И он не обходится декларативными рассуждениями, а увеличивает бюджет поступлениями из негосударственных источников и намерен довести количество инвестиций в республику до рекордной отметки. Да и кто бы в этом сомневался, ему предстоит предпринять ряд непопулярных шагов. В числе первоочередных – земельный вопрос, муниципалы ведь не собираются делиться некогда приватизированными госземлями, а республика испытывает их острый дефицит.

Так на какой кластер намерен сделать упор Меликов? Трудный вопрос, поскольку дела так запущены, что к чему ни прикоснись, все требует не развития, а элементарного восстановления. Туристический узел, так упорно навязываемый республике, к сожалению, не тот плавучий корабль, на котором можно пережить любую экономическую бурю, да и коммуникации в Дербенте и столице оставляют желать лучшего. И за счет внутреннего туризма, может, и можно развиваться, но если говорить серьезно, то здесь сумасшедшие инвестиции нужны. В аграрном секторе дела получше. И традиционные отрасли, и виноградарство наиболее привлекательны. А еще где бы взять силенок для использования преимуществ морского торгового порта. И ведь кто только не брался за реализацию этого проекта, очень перспективного для установления внешнеторговых отношений. А вот не потянули.

Так что, Сергей Алимович, возьмемся за дело, рассчитывая только на собственные силы и голову. По-другому не получится…

Статьи из «Власть и общество»