150 нарушений в минуту
С недавнего времени многие владельцы автотранспортных средств (особенно те, кто пренебрегает соблюдением правил дорожного движения) стали невольными участниками совершенно новой для столицы республики программы. В ней нет места хорошим или плохим взаимоотношениям между водителями и инспекторами ГИБДД – все нарушения на дорогах фиксирует беспристрастная фото– или видеокамера, передающая информацию в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), который в свою очередь выписывает постановление об оплате штрафа и направляет его нарушителю.
Благодаря развертыванию в Махачкале этого аппаратно-программного комплекса Дагестан вошел в тройку лидеров страны по внедрению новейших технических разработок в области обеспечения безопасности дорожного движения и стал первым регионом, запустившим комплекс без использования бюджетных средств. Выявление и профилактика ДТП вышли на качественно новый, прогрессивный уровень, а аварийность на автодорогах Махачкалы за счет того, что нарушителей стало выявляться неизмеримо больше, существенно снизилась.
Внедрение инновационного комплекса осуществлялось по поручению Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Переход к современным и технологичным методам работы государственных органов назрел давно, и результатом работы ГКУ «Безопасный Дагестан» – организации, уполномоченной заниматься развитием интеллектуальных систем в этом направлении, – на начальном этапе его развития стала разработка абсолютно нового проекта – фото– и видеофиксация нарушений ПДД.
Представленная руководству республики опытная модель комплекса позволила за первую же неделю апробации в Махачкале зафиксировать более 1,5 миллиона нарушений правил дорожного движения – около 150 нарушений в минуту. Цифры, сопоставимые с данными по Москве или Санкт-Петербургу. Директор ГКУ Вагиф Диярханов рассказал, что комплекс ЦАФАП считается одним из лучших в стране и его опыт рекомендовано использовать всем другим подобным подразделениям России. Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-майор Павел Бугаев, посетивший Центр в июле прошлого года, высоко оценил его оснащенность и организацию работы. «Дагестан – единственный регион, где система фиксации действует по всем существующим правилам автоматической видеофиксации правонарушений», – сказал он.
Один из разработчиков системы, директор выигравшей конкурс группы компаний «MAYKOR» в макрорегионе «Северный Кавказ» Казиахмед Гамзатов рассказал, что в соответствии с государственным контрактом все затраты и риски по развертыванию и функционированию комплекса, в том числе и оснащение вновь созданного, были возложены на инвестора.
Эти комплексы являются самыми передовыми, основная их особенность заключается в том, что они фиксируют четыре полосы движения во встречном и попутном направлениях, а также движение на перекрестках. 15 автоматизированных комплексов фиксации правонарушений установлены в местах наибольшей плотности автомобильных потоков либо в местах, представляющих реальную опасность для жизни и здоровья как водителей, так и пешеходов. Это перекрестки улиц и проспектов имама Шамиля – Ярагского, имама Шамиля – Гамидова, отрезок автодороги Махачкала – аэропорт, улицы Ярагского, Амет-Хана Султана, проспекты Р. Гамзатова, Акушинского, Насрутдинова и другие.
В сводке ЦАФАП за май текущего года сообщается, что средствами Центра в Махачкале зафиксировано 21965 нарушений ПДД. Общая сумма наложенных штрафов составила более 12,5 миллионов рублей. За этот же период взыскано более 6,5 миллионов рублей, что составляет 57% от общей суммы наложенных штрафов.
ГКУ «Безопасный Дагестан», по словам его директора, в настоящее время работает над дальнейшим развитием комплекса в Махачкале, внедрением системы в других городах республики. В перспективе планируется внедрение комплексов, фиксирующих нарушения правил парковки.
Однако… Перефразируя поговорку, скажем так: нет добра без худа. Суть проблемы в том, что отлаженная система фиксации работает, но вот по вине тех или иных ведомств, так или иначе связанных непосредственно с организацией и контролем за уплатой штрафов, многомиллионные средства попросту недопоступают в казну. О том, как и по чьей халатности это происходит, мы расскажем в ближайших номерах «ДП».