«Шведский дагестанец из «ЦСКА»»
Московский "ЦСКА" недавно подписал пятилетний контракт с игроком юношеской сборной Швеции, Алибеком Алиевым, который перебрался в эту северную страну в пять лет со своей семьей из солнечной Махачкалы. Наш корреспондент Наби Алекберов поговорил с Алибеком, который сейчас находится на испанском сборе армейского клуба, о шведском футболе, "ЦСКА" и Дагестане.
— Алибек, расскажешь нам немного о своем детстве?
— Расскажу. С детских лет, практически сразу, после переезда в Швецию, где мы, кстати, очень быстро и легко обжились, я стал заниматься спортом. Ходил на каратэ, на дзюдо, занимался боксом. Но папе хотелось, чтобы я начинал играть в футбол. У нас недалеко от дома была большая футбольная площадка. Мы все, ребята с нашей улицы и соседних дворов, там собирались и играли в футбол. С каждым днем игра завлекала все сильнее и сильнее. И вот теперь я профессиональный футболист и играю в "ЦСКА".
— В Дагестане много различных национальностей. Наша республика самая многонациональная в России. Ну и раз ты являешься выходцем из Дагестана, то позволю себе поинтересоваться какой ты национальности?
— Я на половину кумык, а на половину даргинец.
— Что либо, помнишь на родных языках?
— Совсем чуть-чуть помню кумыкский, ну и ещё пару тройку слов. Например, "олтур" (смеется) (“садись”, в переводе с кумыкского. Прим.ред.)
— Как часто приезжаете к родственникам в Дагестан?
— Не так часто, но родственников у нас там действительно очень много. Но часто приезжать не получается. Футбол отнимает очень много времени. Последний раз приезжал прошлым летом, всех увидел, было интересно.
— Каким было твое детство в Дагестане до отъезда, уже, наверное, и не помнишь?
— Нет-нет, не помню. Маленький очень был ещё.
— В каком шведском городе вы остановились после переезда, и где базировалась твоя первая футбольная секция?
— Мы жили в городе Венерсборг, и там же я впервые пошел в футбольную школу. Затем оказался в одной из лучших команд Швеции, "Эльфсборге", поиграл пару лет за молодежный коллектив этого клуба, пришлось, правда, съехать от родителей и жить отдельно, но ничего, освоился, и вот теперь я в "ЦСКА".
— Как на тебя вышли представители "Эльфсборга"?
— Селекционеры "Эльфсборга" обратили на меня внимание, когда я занимался в футбольной школе своего города. Стали распрашивать тренера обо мне, сказали, что хотят, чтобы я приехал к ним на просмотр. Ну, я и поехал. Отыграл пару матчей, оставил хорошее впечатление и остался.
— С тех пор я так понимаю, ты и стал жить отдельно?
— Да, мы жили в академии, куда съезжались многие шведские таланты со всей страны, кого подписывал "Эльфсборг".
— Не сложно было жить одному в столь юном возрасте?
— Конечно, было тяжело… И кушать надо, готовить и вещи постирать и т.д. Всему приходилось постепенно учиться. Но зато такая жизнь воспитала самостоятельность с юных лет.
— За тот период, что ты провел в "Эльфсборге" и в юношеской сборной Швеции, довелось ли пересечься с кем-то из игроков главной шведской сборной?
— Нет, часто пресекаться не приходилось, может пару раз и только. Однажды, когда были на сборах, встретили Ибрагимовича. Был случай, когда пересеклись со Свенссоном (Андерс Свенссон — прим. ред.), Сейчас правда он уже не играет в сборной, но зато продолжает выступление на клубном уровне, играет за "Эльфсборг".
— Тебя кстати, с Ибрагимовичем сравнивают, внешне похож, физически мощен. Как ты относишься к такому сравнению?
— Да, многие мне об этом говорят… Говорят, что я чем-то похож на Златана, журналисты об этом пишут. Но я не пытаюсь сравнивать себя с Ибрагимовичем. Я бы даже сказал, что не хотел бы быть похожим на него. Я хотел бы оставаться самим собой, несмотря на то, что как игрок мне Ибрагимович очень и очень нравится.
— Но твоя игровая манера на футбольном поле чем-то схожа с манерой Ибрагимовича?
— Можно и так сказать, хотя повторюсь специально я не стараюсь его копировать .
— То есть получается, на поле ты пользуешься своей физической мощью на все сто, любишь потолкаться, выиграть воздух в игре головой и т.д.? За юношескую сборную Швеции ты забил девять мячей. Как тебе больше нравится забивать?
— Что-что, а игра головой явно не является моим сильным качеством. Я бы даже сказал, что это моя слабость и забивать лучше, получается, играя внизу. Многие считают, что если я высокий и хорошо физически слажен, то и в воздухе все выигрываю, но это не так. В этом компоненте нужно прибавлять. А вот подержать мяч на траве, отобрать или обыграть кого-то это мое, это я могу. Забивать голы мне нравится ударами из дали или, сделав красивый финт, обыграть, кого ни будь и затем поразить ворота.
— В тот период, когда ты играл за юношеские команды Швеции и "Эльфсборга", на твоей малой родине гремел ФК "Анжи", скупая звезд. Что ни будь, слышал о той звездной махачкалинской команде?
— Слышал, конечно. Слышал, что покупали хороших футболистов. Было очень интересно наблюдать за судьбой этого проекта, смотреть их матчи. Болел за них всей душой. Потом все разъехались, и информации о клубе стало меньше. Сейчас, например, знаю лишь то, что идут на первом месте во второй по значимости российской лиге.
— А в "Анжи" о тебе знали? Выходили ли на тебя представители махачкалинского клуба или может предложение делали?
— До меня, лишь на уровне слухов доходило, что "Анжи", якобы тоже мной интересовался, но чего-то более конкретного я не слышал.
— Ты слышал об этом, когда уже в "ЦСКА" перебрался?
— Да. Не думаю, что они знали обо мне что либо, когда я играл в Швеции. А вот, когда уже формировался мой переход в "ЦСКА", тогда вполне возможно, что и интересовались, узнав, что я выходец из Дагестана.
— Кроме "ЦСКА" были ли ещё какие-то другие предложения?
— Предметный разговор и конкретика следовала только от "ЦСКА", но интерес был ещё и от некоторых голландских клубов.
— Каких, можешь сказать?
— Ну, мы выиграли кубок в Швеции. А после игры ко мне подошел представитель "ПСВ Эйндховена" и сказал, что я хорошо играю. Какое-то время они за мной наблюдали, но первым и единственным клубом, который сделал предложение, оказался "ЦСКА".
— Сейчас ты уже присоединился к своему новому коллективу, обжился, наверное, уже, познакомился с ребятами и полноценно работаешь на испанском сборе. Можешь, провести отличие, между тем как поставлена работа в "Эльфсборге" и "ЦСКА"?
— Видно, что "ЦСКА" по-настоящему профессиональный клуб в полном понимании этого слова. Игроки здесь выше уровнем. Скорости в сто раз выше. Сейчас между шведским и российским футболом большая разница. В России, конечно, уровень намного выше. Добавлю, что мне все нравится и у нас отличный коллектив.
— "ЦСКА" покинул в это трансферное окно лидер атак московского клуба Сейду Думбия, перебравшись в "Рому". Не рассматриваешь ли ты себя в качестве полноценной замены Думбия, как лидера атак армейцев в обозримом будущем?
— Думбия один из лучших форвардов Европы, конечно — это плохо, когда уходят такие нападающие, но с другой стороны понимаешь, что теперь шансов попасть в стартовый состав чуть больше, по крайней мере, до тех пор пока "ЦСКА" не приобретет другого уже сформировавшегося сильного форварда, если конечно, они посчитают нужным искать и пытаться подписать такого. А по поводу полноценной замены Думбия, как лидера атак, то мне, наверное, пока рано думать об этом. Надо играть и доказывать. В дальнейшем посмотрим.
— Я так понимаю, ты уже познакомился с теми ребятами, кто говорит на шведском, Еременко и Вернблумом. И у вас наверняка сформировалась такая дружная компания. Но вот, в одном из своих последних интервью Понтус говорил о том, что если ты будешь его слушаться, то все у тебя получится. Как ты отнёсся к этим словам?
— (смеется). Ну, тогда да, я буду его слушать. Он очень хорошо играет, почему бы и не послушать. Мне импонирует тот футбол, который он демонстрирует. У него есть чему поучиться.
— В молодежной команде "ЦСКА" играет ещё один выходец из Дагестана, Муталиб Алибеков. Успел с ним познакомиться?
— Мы уже успели пересечься. Хороший парень. С ним, кстати, познакомился не только я, но и мой папа.
— Случайно не отец ведет твои футбольные дела?
— Да, папа является моим агентом.
— А как первый сбор проходит в Испании? Нагрузки у Слуцкого большие?
— Нагрузки не то, чтобы очень большие, но тренировки интенсивные, два раза в день и порой даже устаешь.
— Ты в курсе, что тебе повезло? Слуцкий, один из лучших тренеров в России и ты попал хорошие руки.
— Видно, что он большой профессионал и очень хороший тренер. Я рад тому, что он мой тренер и надеюсь, что буду при нем прогрессировать и становиться все лучше и лучше.
— У тебя два гражданства, шведское и российское. За юношескую сборную Швеции ты уже играл, но по-прежнему не заигран за главную, а значит, можешь сделать выбор в пользу сборной России. Думал ли ты над этим и в пользу, какой сборной сделал бы выбор?
— Если я буду хорошо играть, прибавлять, то тогда посмотрим. Скажем так, буду думать, выбирать, так как, пока окончательно не определился за какую сборную играть, если позовут. В любом случае, это очень сложный вопрос и сейчас дать ответ я не могу. Надо будет ещё и с папой посоветоваться.
— Но ментально, ты, наверное, себя считаешь шведом?
— Тоже сложный вопрос. В Швеции, например, я всем говорю, что из России. А мне в ответ, да ты не похож на русского, ты настоящий швед. Это, наверное, потому что у меня длинные волосы (смеется)
— Мы хотя бы можем рассчитывать на то, что увидим тебя на российском чемпионате мира в составе сборной, пока непонятно какой, но хотелось, что бы российской? Сам об этом не думал, кстати?
— Если это произойдет, и я сыграю, то будет здорово. У каждого футболиста есть цель сыграть на чемпионате мира. “Мундиаль” — это большое событие, большой футбольный праздник. Но, во-первых, как я уже говорил нужно определиться со сборной, а во вторых много над собой работать, чтобы этот самый вызов получить. В общем, время покажет.
— А какое место в жизни шведов занимает футбол? Можно ли сказать, что страна болеет и живет футболом?
— Футбол в Швеции развивается медленно, но верно, и становиться лучше и лучше. Вот, к примеру "Мальме" пробился в лигу чемпионов. До этого, если не ошибаюсь, около 15 лет их команд не было в основной сетке этого турнира.
— Сам, как болельщик за какой ни будь шведский или другой европейский клуб переживаешь?
— "Рома"… Мне симпатична итальянская "Рома".
— То есть, ты сейчас по-хорошему завидуешь Думбия?
— Да.. (смеется)
— У тебя есть футбольная цель или может мечта?
— На данный момент у меня одна цель, стабильно играть за первую команду "ЦСКА". А дальше уже можно будет и другие цели ставить — сыграть на чемпионате мира, в лиге чемпионов и т.д.
— Сейчас складывается не самая лучшая финансовая ситуация в России, рубль значительно упал, а у тебя контракт с армейцами, я так понимаю в евро и сроком на пять лет. Если руководство клуба попросит тебя зафиксировать твою зарплату по заниженному курсу евро, пойдешь на это, ради игры в московском клубе?
— Ох… Стараюсь не вникать в денежные вопросы. Всем, что касается финансов и контракта занимается мой папа. Вот он, наверное, и будет мне советовать, как лучше поступить.