Купить PDF-версию
21:19 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
09:36 29.01.2019

Кто последним дверью хлопнет…

«Да что может изменить публикация в газете? Это же просто набор слов», – подобное нередко в последнее время приходится слышать. Однако мнение это ошибочно. Выступление в печати порой способно существенно перекроить мышление людей. Главное, не грузить читателя велеречивыми оборотами и диванными размышлизмами, а через конкретную ситуацию рассказать о конкретной злободневной проблеме общества.

Так мы и поступили при подготовке вышедшего недавно в нашей газете материала «Халаты белые… Глаза надменные» (№6 от 15.01.2019). В результате история Калимат Темирхановой, долго и безуспешно обивавшей пороги Республиканской глазной клиники в Махачкале, что по ул. Гоголя, не только не осталась незамеченной, а, более того, получила продолжение.

Хождения по мукам. Начало

Поскольку статья эта стала резонансной, напомним читателю её суть.

Мать Калимат Темирхановой – инвалид II группы II степени с 2005 года. Совсем недавно пожилая женщина (ко всему прочему, она страдает еще и сахарным диабетом) окончательно потеряла зрение. После долгих обследований детям пришлось смириться с мыслью, что для их матери мир потерял краски и погрузился во мрак. Возникла необходимость подготовить документы, пройти переосвидетельствование и получить направление в бюро медико-социальной экспертизы – для усиления группы инвалидности. 10 января в Хасавюртовской центральной районной поликлинике по месту прикрепления Калимат получила все необходимые справки и направилась в Республиканскую офтальмологическую больницу, где ей должны были на основе имеющихся документов выдать заключение о полной потере зрения у ее матери. Вот тут-то и начались хождения по мукам.

10 января, приехав в столичную больницу и получив первый отказ, который врачи мотивировали тем, что в справках нет всех необходимых печатей, Темирханова вернулась в Хасавюрт. Подготовив всё заново, она приезжает в столицу 11 января во второй раз, но вновь возвращается домой, так и не решив вопроса. Холод и надменность врачей, с которыми женщине пришлось сталкиваться во время этих частых и вынужденных встреч, приводили Калимат к нерадостной мысли: «Тут явно по закону вопрос не решится». Но Темирханова не собиралась прибегать к незаконным методам решения проблемы и выбрала другой способ.

Она обратилась в нашу газету и рассказала о ситуации, в которой оказалась. Наш сотрудник выехал на место. Попасть к главному врачу Ларисе Гафуровой для получения ответов ему так и не удалось: в приемной безапелляционно в течение нескольких часов заявляли: «Нельзя. Идет совещание». Видя это, Калимат Темирханова пишет письмо в нашу газету, где подробно излагает свою проблему. Редакция выступила, статья вышла 15 января. После публикации реакция последовала незамедлительно.

Великодушие?..

В день выхода статьи Темирхановой передали, что главврач РОБ Лариса Гафурова ждет ее с документами. Выехать в Махачкалу самой у Калимат не получилось, т.к. она 14 января вылетела в Сургут, а потому уже 16 января, она направила в клинику свою племянницу Альбину Темирханову. За тем, как развивались события в тот день, вновь наблюдал наш журналист.

В кабинете у заведующей отделением Тамары Гасановой Темирханову уже ждала лично главный врач Лариса Гафурова. Первым делом, конечно же, были высказаны упрёки и заявлено, что публикация в газете несправедлива. «Я же лично объясняла вашей тёте, что не так с документами, каких печатей и штампов не хватает. А в конце я оказалась черствой и равнодушной?». На это Темирханова хотела было напомнить, как, не получив вразумительного ответа, ее тетя вынуждена была несколько раз возвращаться в Хасавюрт, но сдержалась, не хотела создавать конфликтную ситуацию, а потому брошенная Гафуровой в конце фраза: «Ну ничего, я это дело так не оставлю», – тоже была ею молча проглочена.

Приступив к подробному знакомству с принесенными документами, главный врач небезосновательно обращает внимание Темирхановой на явное противоречие в справках. Так, в заключении врачебной комиссии районной поликлиники значится, что пациентка нетранспортабельна, а в другой справке окулист, осмотревший пациентку, в конце пишет: «Больная направляется в РОБ (Республиканскую офтальмологическую больницу)».

– Вы же видите, что тут явное противоречие в документах. Как нетранспортабельный пациент может направляться в нашу больницу! Такого не должно быть, – довольно вежливо объясняла Гафурова.

Затем она набирает номер заместителя главного врача Хасавюртовской центральной районной поликлиники и требует объяснить, почему медучреждение направляет в Махачкалу пациентов с неверно оформленными справками. Получить вразумительный ответ ей не удается. Гафурова подробно, словно первоклашкам, объясняет слушающему на том конце провода, что должно быть в справках, на что должен обратить внимание осматривавший пациентку окулист, и требует, чтобы в ближайшее время хасавюртовские врачи, оформив всё надлежащим образом, прислали документы в клинику Махачкалы. (Заметим, это произошло в третье посещение).

Этим звонком Лариса Гафуровна избавила Темирханову от необходимости вновь ехать в Хасавюрт и переделывать документы. Великодушие с её стороны! После этого со словами: «Идите, заведите карточку», – Альбину Темирханову отправляют в регистратуру. Гафурова уходит в свой служебный кабинет.

Проверка на терпеливость

Карточка заведена. Заведующая отделением Тамара Гасанова забирает ее и просит подождать в коридоре. В итоге пришлось ждать почти три часа. За это время много интересного удалось приметить журналистскому глазу.

Перво-наперво обращаешь внимание на негодование, читающееся на лицах людей, вынужденных бегать от одного кабинета к другому, по нескольку часов оформляя необходимые бумаги. Невольно утверждаешься в мысли, что бумаги важнее человека.

«Сначала сказали пойти во второй кабинет, выждала, зашла, оказалось, что направили не туда, надо было идти в четвертый. Стала в очередь, дождалась, зашла, оказалось, надо было в пятый, а потом в седьмой. Не поймешь, что делать. Голова уже идет кругом», — негодует сидящая напротив молодая женщина, обращаясь к своему мужу.

Рядом сидит ее пожилая мать. Судя по всему, женщину нужно уложить в больницу на лечение. Люди думали, что вопрос быстро решится: на полу стоят пакеты с вещами, бабушка одета в халат, на ее ногах новенькие чистые тапочки. Но неожиданно выяснилось, что не хватает каких-то подписей, и женщине пришлось снова ходить по кабинетам.

Несколько часов в очереди вконец утомили пожилого человека, и она в какой-то момент вздремнула. Дочь, видя это, с грустью произносит, обратившись к мужу: «Бедненькая. Устала она. Когда же наконец эта беготня закончится?». «Будем надеяться, хотя бы сегодня», — отвечает супруг, и они продолжают терпеливо ждать своей очереди, чтобы подписать необходимое направление.

Таких ситуаций, когда люди часами ходят из одного кабинета в другой, собирая подписи и печати, познавая все изобретения бюрократии, за время весьма продолжительного нашего сидения в коридоре клиники пришлось наблюдать немало. Это испытание под силу самым терпеливым. Другие, махнув на всё рукой, просто уходили.

Наблюдая за всем этим, невольно приходишь к мысли: «Неужели в больнице нельзя наладить работу таким образом, чтобы пациенты, приехавшие из отдаленных мест республики, не сидели по нескольку часов в холодном коридоре, не выстаивали очередей в десятки кабинетов? Нельзя ли отпечатать какую-то памятку. Получив её, к примеру, в регистратуре, человек смог бы выстроить план своих действий и в дальнейшем получить нужную ему медуслугу, не обегая всё отделение десятки раз. Так, наверное, было бы всем удобно: и пациентам, и врачам. Почему этого нет? Пожалуй, ответ лежит на поверхности.

Нерадостные размышления прерывает голос из открывшейся двери: «Темирханова, зайдите!». Трехчасовое сидение не прошло даром: заветное заключение на руках. «Скажите спасибо и в следующий раз не спешите сразу в газету писать», – дала под конец напутствие Тамара Гасанова.

А нужно было всего-то участие

Спасибо сказать для людей не проблема. Темирхановы признаются, что если бы их в первый же день приняли так, как после резонансной публикации в газете, обращаться к журналистам им не пришлось бы.

— Неужели, чтобы врач начал по-человечески говорить с посетителем, нужно обязательно писать в газеты, обзванивать своих знакомых? Неужели так тяжело проявить участие к больному? – недоумевает уже по телефону из Сургута Калимат Темирханова. — Лишь после моего выступления в газете главный врач вежливо и в доступной форме указала на неточности, которые допустили при оформлении справок сотрудники нашей районной поликлиники, и всё стало предельно ясно. Если бы это вот так же было сделано сразу, не пришлось бы три раза приезжать из Хасавюрта в Махачкалу. Никто ведь не требует, чтобы больница пошла против буквы закона и выдавала заключение по недо­оформленным справкам. Я сама только за, чтобы всё было оформлено как следует. Негодование же моё вызвано тем, что в первые свои визиты в клинику я вынуждена была часами выстаивать в очередях, даже не понимая, что именно от меня требуется. А когда пыталась выяснить, наталкивалась на равнодушие и чванливость медперсонала, – сетует Калимат.

Неожиданное продолжение

Когда был получен необходимый документ и казалось, что проблема уже разрешена, история получила неожиданное продолжение. Главный врач Республиканской офтальмологической больницы Лариса Гафурова, ранее обронившая фразу, что «просто так это дело не оставит», сдержала-таки свое обещание и стала требовать у газеты опровержения, ссылаясь на Закон «О средствах массовой информации». В своем письме Гафурова пишет, что сведения, изложенные в статье «Халаты белые… Глаза надменные» не соответствуют действительности.

«Следует отметить, что ни корреспондент, ни ответственный редактор не обратились ко мне за официальными комментариями по поводу произошедшего, прежде чем публиковать вышеупомянутый материал», — возмущается она.

На это, наверное, нам стоит напомнить уважаемой Ларисе Гафуровне, что попытка журналиста за несколько дней до публикации попасть к ней на прием и, что называется, мирно «разрулить» недоразумение не увенчалась успехом. Дальше приемной сотруднику газеты так и не удалось попасть. Установленные в приемной главврача камеры видеонаблюдения это посещение, разумеется, зафиксировали. (Будем надеяться, что данная видеозапись «совершенно случайно» не исчезнет из хроники этого дня). Поэтому публикация и была подготовлена лишь на основе письма Калимат Темирхановой.

Далее Гафурова пишет: «Вместе с тем обращаю внимание, что необходимый документ о нетранспортабельности матери Калимат Темирхановой, оформленный в надлежащем виде, был представлен в РОБ за датой от 15.01.2019 года. Именно за этой же датой и опубликована статья, порочащая мое имя. Сей факт напрямую подтверждает необоснованность обвинений в мой адрес».

Ничего сей факт не утверждает, он утверждает только вашу реакцию на нашу публикацию. Только после звонка нашего сотрудника в Минздрав (что может подтвердить геолокация телефонных звонков) Темирхановой пояснили, что надо исправить в документах. А звонок был 11 января. Все ваши доводы как мыльный пузырь… Ввиду этого требования об опровержении редакция считает более чем необоснованными.

«Честь мундира» превыше всего?

Но и это еще не всё. Наша публикация «Халаты белые… Глаза надменные» завершалась прямым обращением в Министерство здравоохранения республики:

«Мы думаем, что нет смысла обивать порог неприветливого кабинета, поэтому через газету обращаемся к министру здравоохранения Дагестана с просьбой разъяснить ситуацию в глазной клинике и упорядочить процесс взаимодействия посетителей с её обслуживающим персоналом».

К тому времени, когда готовился к выходу этот материал, в редакцию весьма кстати пришел ответ из профильного ведомства. В официальном письме заявлено, что для проверки фактов, изложенных в публикации нашей газеты, приказом Минздрава РД была проведена служебная проверка. И вот к какому выводу пришли проверяющие. Министерство заостряет свое внимание на том, что представленные в РОБ от Калимат Темирхановой документы были оформлены ненадлежащим образом.

А почему они были оформлены неправильно? Этим вопросом в ведомстве почему-то не задались. А стоило бы. Ведь Калимат Темирханова не медработник, а потому априори не могла знать, какие штампы и печати ей необходимы в справках. Она доверилась врачам районной поликлиники, которые заверили ее, что всё в порядке, и отправили в столицу. О том, что не всё в порядке и справки не оформлены надлежащим образом, читатель уже успел узнать выше. Но вот в чем вопрос: почему из-за нерадивости и безалаберности медперсонала должны страдать люди? Ведь именно из-за этого Калимат Темирханова вынуждена была неоднократно курсировать по маршруту Хасавюрт — Махачкала. И вслед за этим следующий вопрос: почему в глазной клинике при РОБ в первый же день, заметив ошибку, не позвонили в Хасавюрт и не потребовали от коллег выдать пациенту оформленные должным образом документы? Ведь, как мы уже успели убедиться, такая возможность была. Вместо этого женщина по нескольку часов сидела в приёмной главного врача, не встречая соучастия и понимания в своей беде.

Ответы на эти вопросы, судя по тексту присланного нам письма, проверяющие структуры Минздрава РД не искали. Или, может, не хотели искать? Защищали «честь мундира»? Возможно, и так. Тоже в какой-то степени похвально.

Мы в свою очередь тогда задаемся вопросом: разве Министерство здравоохранения не должно прежде всего отстаивать интересы дагестанцев – получателей медуслуг? Разве профильное ведомство не отслеживает тревожные звоночки и обращения недовольных работой медиков граждан? К слову, с героиней нашей публикации Калимат Темирхановой проверяющие Минздрава так и не связывались (хотя в пресс-службе ведомства нас заверяли в обратном). Посчитали «лишней тратой времени» выслушать её точку зрения на произошедшее? Не были приглашены и наши журналисты, занимавшиеся расследованием данного вопроса.

Что ещё вызывает недоумение: текст гневного письма Гафуровой в редакцию с требованием опровержения и текст ответа из Минздрава с угрозой подать на нас в суд удивительным образом совпадают по стилю. Создается впечатление, что одно списано с другого, а объективного рассмотрения инцидента у проводящих служебное расследование и не получилось. Кстати, заметим, что позицию Минздрава почему-то озвучивает начальник Управления кадровой политики и правового обеспечения. Обращаясь к руководству Минздрава, хочется сказать: а ведь Калимат не одна такая. Посидите в очередях в клиниках, понаблюдайте, послушайте, на что жалуются пациенты многих республиканских больниц, и вы поймете, на что прежде всего надо бы обратить внимание. А нужно всего-то ничего – напомнить многим нашим врачам, что когда-то они давали клятву Гиппократа и тем самым обязали себя ставить интересы больных выше собственных.

Статьи из «Здоровье»

Специалисты РКБ 2 предупреждают: к использованию антибиотиков нужно подходить серьезно

1
Вопрос актуален и сегодня, поскольку все чаще люди сталкиваются с тем,...

Что такое резистентность (устойчивость) к антибиотикам?

1
Антибиотики – это мощное оружие,...

Эпидсезон в самом разгаре

12
Боль в горле, кашель, насморк, озноб… Знакомые симптомы, не правда ли? Только не говорите, что...

Борьба с туберкулёзом должна выйти на новый уровень

27
Многие тяжёлые и смертельно опасные...

ВИЧ/СПИД: я точно знаю!

14
ВИЧ-инфекция и ее последствия, приводящие к возникновению СПИДа, одна из драматических...

Почти век на страже здоровья

19
Кровь – важнейший компонент нашего организма, так как она обеспечивает питание и обмен...

Почему пандемия нам не грозит

24
На дворе осень – серые тучи, дождь, слякоть... А в это время года Роспотребнадзор традиционно...

Ранняя диагностика рака молочной железы

8
Рак молочной железы (РМЖ) является одной из ведущих причин преждевременной смерти от злокачественных новообразований у...