АПК: есть ли деньги на субсидии?
Низкий уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства Дагестана остается одним из основных факторов, сдерживающих развитие его АПК. К такому выводу пришли участники слушаний Общественной палаты РД, состоявшихся на прошлой неделе.
Для разбора «больной» темы были приглашены руководители ведущих агрофирм республики и управлений, курирующих сельское хозяйство в муниципальных образованиях. К поиску возможного решения по выходу из создавшейся неблагоприятной ситуации с технической оснащенностью предприятий общественники призвали также федеральные и республиканские структуры.
Но, судя по отсутствию на слушаниях представителя, непосредственно курирующего отрасль – Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, надежды на влияние общественного института на решение этой проблемы у чиновников нет. Кстати, это далеко не первое общественное слушание, проходившее в подобном неполном формате.
Между тем, по словам председателя Общественной палаты РД Абдухалима Мачаева, ссылавшегося на данные, представленные палате отраслевым министерством, ситуация с технической оснащенностью сельхозпроизводителей Дагестана приближается к катастрофической.
Статистические данные удручают, так как обеспеченность, к примеру, растениеводства республики в 4 раза ниже нормативной величины. По информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, лишь треть хозяйств АПК обеспечены тракторами и рисоуборочными комбайнами. Обеспеченность почвообрабатывающей техникой и машинами для защиты растений не превышает 20% от потребности. В хозяйствах практически не осталось техники для заготовки силоса и сенажа, возделывания технических культур, внесения удобрений и проведения мелиоративных работ. Доля амортизированной техники по многим позициям доходит до 90%.
Помимо всего столь ограниченный парк техники находится в предельно изношенном состоянии. О том, что нет элементарного учета существующей в хозяйствах техники и озвучиваемые цифры зачастую не отвечают реальному положению дел, в своем выступлении говорил представитель Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Юсуп Тахнаев.
Впрочем, помимо констатации плачевного состояния, каких-либо прорывных идей и предложений на слушаниях не прозвучало. Начальник отдела лизинга АО «Дагагроснаб» Татьяна Бабенцова также не обнадежила предложениями по выходу из ситуации. Виною всему недоступность машин и техники для аграриев Дагестана. Поступившие в этом году АО «Дагагроснаб» пять единиц комбайнов – это, как говорится, капля в море существующих потребностей.
Дополнили неблагоприятную статистику выкладки заместителя отдела по работе с клиентами малого и микробизнеса Россельхозбанка Владимира Попандопуло. Да, кредиты сельхозпроизводители от банка сегодня получают немалые, а вот с приобретением сельхозпредприятиями в кредит техники, машин, комбайнов дела обстоят иначе. Объясняет Владимир Попандопуло это тем, что решения по подобным кредитам принимаются исключительно Москвой. Чтобы приобрести дорогостоящую технику, кредитору необходимо выполнить жесткие требования и условия банка, перечень которых, как правило, для дагестанских аграриев невыполним.
Председатель Общественной палаты РД Абдухалим Мачаев, в частности, отметил, что хозяйству республики для перевода земледелия на первый технологический уровень и обеспечение конкурентоспособности производимой продукции требуется дополнительно сельскохозяйственной техники на 32 млрд рублей, в том числе более 5000 тракторов и 5000 единиц различных комбайнов.
Пока же реалии АПК Дагестана таковы, что по причине острой нехватки техники не используется значительная часть пашни, не соблюдаются севообороты, упрощаются технологии возделывания культур, кратно растягиваются сроки выполнения полевых работ, огромные площади сельхозугодий охвачены процессами вторичного засоления. Не лучше обстоят дела и в животноводстве, где уровень механизации технологических процессов не превышает 5-8 процентов.
В общем, существующая ситуация больше говорит о процессе деградации, а не о развитии сельского хозяйства республики, что обусловлено прежде всего особенностями АПК Дагестана. После развала колхозов и совхозов в республике личные подсобные хозяйства (ЛПХ) стали фактически основными формами хозяйствования на земле. Фермерство, как и кооперация, так и не получило развития, а неразрешенность земельного вопроса, мораторий на частную землю практически лишили Дагестан возникновения и функционирования крупных сельскохозяйственных холдингов, имеющих финансовые возможности для приобретения дорогостоящей техники.
Теперь, выходит, для дагестанских аграриев, небольших предприятий надежда лишь на государственную поддержку, субсидирование. Так и ее получить непросто. Федеральные программы работают лишь при заинтересованности и финансовом участии региональных властей. В Дагестане в 2017 году на субсидирование затрат на приобретение сельскохозяйственной техники предусматривалось около 10 миллионов рублей, после секвестирования бюджета осталось только пять, да и те не были профинансированы.
В рекомендациях Общественной палаты РД Правительству республики это отмечено первым пунктом. По мнению общественников, необходимо рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования из регионального бюджета на субсидирование части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники. Об этом, в частности, на слушаниях говорил президент АФКОД Абдурахман Абуриков.
Нужны также государственные гарантии в целях реализации лизинговых проектов, направленных на техническую модернизацию животноводства в части приобретения техники, оборудования, монтажа и пусконаладки. Субсидировать, по мнению членов палаты, необходимо также расходы на приобретение сельхозтоваропроизводителями энергоресурсов.
И это только некоторые пункты рекомендаций. Их много. Но достаточно ли денег на эти цели в республиканском бюджете?