Архитектурная карта против строительного хаоса
Решить проблему незаконного строительства помогут прозрачность в принятии решений и контроль со стороны общественности, убежден архитектор Камиль Цунтаев. Для этого достаточно иметь смартфон в своем кармане.
Представьте, вы идете по городу и увидели строительный объект. Зайдя в мобильное приложение, вы узнаете, есть ли разрешение на его строительство, отошел ли застройщик от первоначального проекта – в общем, всю информацию вплоть до имен и фамилий архитектора и чиновников администрации, которые согласовали этот проект.
«Архитектурная карта города» – так назвал свое ноу-хау Камиль Цунтаев. Он рассказывает, что представил его два года назад на конкурсе «Запроектируй город», проводимом фондом «Пери-инновации». Проект занял одно из первых мест.
По словам Цунтаева, основной проблемой градостроительства является непрозрачность принимаемых административными органами решений в сфере градостроительства. «Сегодня мы не знаем, чем занимается, например, градостроительный совет муниципалитета. А ведь это ключевая структура, во многом определяющая градостроительную политику. Ни один более или менее крупный проект не реализуется без его одобрения. В Москве все решения градостроительного совета моментально публикуются в Интернете. Любой желающий может не только ознакомиться с этими решениями, но и высказать свои соображения, пожелания. Деятельность же наших градостроительных советов абсолютно закрыта. Мы нигде не можем узнать, какие проекты там рассматриваются, какие решения по ним принимаются».
Как говорит Цунтаев, несколько лет назад он сам работал в управлении архитектуры Махачкалы и увидел недостатки в системе администрирования.
«В администрации одно управление – архитектуры – выдает постановление и согласовывает проекты, другое – архстройнадзора – контролирует исполнение.
Вся техническая и разрешительная документация (копия постановления о разрешении на строительство, выписка из генплана и т.д.) находится в управлении архитектуры. У архстройнадзора нет архива согласованных объектов. Он действует вслепую. Все это снижает эффективность контроля. Как это происходит на практике? Специалист архстройнадзора выезжает для проверки на объект, там, как правило, встречает только рабочих. Они говорят, что ничего не знают и предлагают позвонить прорабу. Прораб отвечает, что все документы находятся у хозяина, а хозяин в это время в Москве. Таким образом, на проверку одного объекта уходит уйма времени и сил».
«Архитектурная карта города» позволяет установить полную прозрачность по принимаемым решениям. Общественность получает возможность контролировать градостроительный процесс. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо создать единую информационную базу всех согласованных строительных проектов.
Как говорит Камиль, он готов предоставить свое изобретение бесплатно муниципалитетам, но пока никто из них не изъявил желания.
«Когда я участвовал в конкурсе «Запроектируй город», среди гостей был глава администрации Махачкалы Муса Мусаев. Он ознакомился с моим проектом, сказал, что он ему очень понравился, так как отвечает интересам города, и обещал подумать над его внедрением. Но пока от городских властей ко мне никто по этому поводу так и не обратился», – говорит Цунтаев.
Понятно, что такая инновация не совсем отвечает интересам чиновников, поскольку повысит степень их ответственности. Но если они заботятся об интересах и благе горожан, то должны обратить внимание на эту идею.