Артур Сулейманов: «Сегодня нужна консолидация, чтобы упорядочить процессы градостроительства»
Об итогах работы за первое полугодие на пресс-конференции с журналистами говорил министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД Артур Сулейманов.
Сразу отметим: все проблемные вопросы, поднятые в ходе общения руководителя министерства с журналистами, «Дагестанская правда» освещает регулярно в течение восьми последних лет. Однако зачастую отклика в Минстрое и в других ответственных ведомствах публикации в газете не находили. У нынешнего главы министерства к обратной связи другой подход – правильный. Становится очевидным, что отрасль будет реанимироваться адекватно обстоятельствам. Которые, к слову, простыми не назовешь.
Сулейманов с первых же слов отметил колоссальный объём работы, которую предстоит выполнить в градостроительстве и сфере ЖКХ. Говоря об изъянах в управлении, министр коснулся горизонтального общества, когда структуры взаимодействуют между собой и нацелены при этом на общую цель.
«К сожалению, не все процессы на сегодня в республике выстроены именно таким образом. Наличие большого количества отдельных и разрозненных органов исполнительной власти приводило к тому, что определенные процессы затягивались. Порой случалось, что по ряду пунктов позиции этих органов были противоречивыми. Поэтому сегодня нужна консолидация, чтобы упорядочить процессы. Множество проблем накопилось в градостроительстве. Все имеющиеся инструменты, в том числе федеральные, сегодня нацелены на развитие градпотенциала. Отсюда следует, что необходимо подвести коммуникации и проложить дороги к строящимся объектам, чтобы заложить нормальное, цивилизованное строительство», — заявил министр.
Рассказывая о кадровом вопросе, глава ведомства в первую очередь поблагодарил Правительство РД за принятое решение по заработной плате. Сулейманов считает, сотрудникам их ведомства заслуженно подняли заработные платы, поскольку они выполняли большой объем работы. Зачастую люди трудились до позднего вечера и даже по выходным. Достойная оплата существенно помогает в кадровом вопросе и является мотивирующим фактором, убежден он.
Что касается самих кадров, то этот вопрос обсуждали с институтами. Например, в республике есть архитекторы, а по градостроительству никто на сегодня не идет. Такая же картина в ЖКХ: нет специалистов и набора по направлению «Водоснабжение» и «Водоотведение». Вследствие чего ощущается нехватка кадров в некоторых отраслях.
Ставший притчей во языцех генеральный план и его разработка – это функция муниципального образования. Но когда мы говорим про Махачкалинско-Каспийскую агломерацию, то речь уже идет не о функциях муниципалитета, а про региональные функции, подчеркнул министр.
На вопрос журналистов о незаконном строительстве и о том, в чью компетенцию оно входит, Сулейманов заявил, что это относится как к Минстрою, так и к прокуратуре РД, администрации г. Махачкалы. На сегодняшний день есть реестр незаконных построек из 457 домов, хотя понимаем, что в действительности таких строительств значительно больше. По некоторым данным, число незаконно построенных домов свыше 600.
В рамках 214-го федерального закона дома практически не строятся и официально в реестр проблемных активов включено очень мало домов. По словам Сулейманова, по каждому самовольно возведенному дому есть подробный анализ: сколько квартир продано, сколько там людей живет и т. д. Все самовольные дома поделены на три группы. Первая группа относится к «зеленой зоне» – это дома, у которых имеются документальные свидетельства. Вторая группа домов эксплуатируется и в целом соответствует установленным нормам, безопасны для проживания; но земельные участки, на которых они возведены, являются проблемными. Третья категория домов – это либо идущие под снос, либо на достройку; для них необходимы дополнительные финансовые расходы.
Проблема аварийного жилья беспокоит дагестанцев не первый год. По словам Сулейманова, сегодня есть федеральные инструменты по переселению из аварийного ветхого жилья. Такие дома стоят в приоритете. Если во многих регионах РФ активно уменьшают аварийные фонды жилья и расселяют людей, то в Дагестане очень немногое сделали в этом плане. По сравнению с прошлым годом (10–15 домов) в этом году в реестр аварийных зданий заявлено 90 домов для переселения. Два этапа расселения уже позади. Сейчас ожидается третий этап расселения. Но, как отмечает министр, на федеральном уровне сложилось ясное понимание того, что статистика в данном вопросе отрицательная: за год 3 % жилья приходит в обветшалое состояние, в то время как усилиями совокупных мер поддержек создается лишь 2 % нового жилищного фонда. Получается, вроде бы что-то делаем, но ситуация существенно не меняется.
Глава Минстроя осветил проблему незаконных строительств, открыв неожиданные грани. В рамках лизинговых договоров ведомство приобретает технику, которая необходима для демонтажа незаконных застроек. Сложилась «уникальная» ситуация, когда имеется огромное количество незаконных строек и множество вынесенных решений суда снести эти дома. Но, видимо, такое положение, когда начисто отсутствует специальная техника, выгодно для всех сторон, говорит он. Если мы хотим кардинально что-то поменять в строительном вопросе, то нужно пресекать незаконные действия застройщиков и реально показывать, что они потеряют крупные суммы денег. Тогда каждый подумает, прежде чем начинать возводить незаконное жилье: а стоит ли мне сегодня тут строить, если завтра придут полномочные лица и снесут его?
Федеральные службы судебных приставов взыскивают денежные средства у застройщика. Демонтаж незаконного строения должно осуществить (или оплатить демонтаж) юридическое лицо, которое незаконно построило дом. Получается так, что служба судебных приставов делает обращение, юридическое лицо оказывается некредитоспособным или этот застройщик вообще куда-то исчезает бесследно. В итоге выходит, что все со всеми судятся. Вроде бы почти по всем самостроям есть судебные решения об их демонтаже. Но, во-первых, нечем демонтировать – просто нет техники; во-вторых, не с кого взыскать средства для осуществления сноса.
На метафизический вопрос «Когда Дагестану ожидать нормальное градостроительство и когда будет положен конец незаконным строениям вместе с бесконечными тяжбами?», Сулейманов лаконично ответил: когда все участники процесса от слов перейдут к делу. «Наивно было бы думать, что, поменяв главу региона или руководителя ведомства, сразу все изменится. Необходимая трансформация должна произойти во всех слоях. Это долгий и рутинный процесс», – заключил глава Минстроя Сулейманов.
Зашел разговор и о деятельности местных фирм, которые выигрывают конкурсы на строительство социальных объектов, но сами ничего не строят – платят субподрядчику, другой фирме. Есть немало случаев, когда и субподрядчик ничего не возводит, а передает уже в суб-субподряд. В итоге фирма, которая займется строительством, получает меньше денег, чем выделено на эти цели. Как результат – некачественные объекты.
В этой связи был упомянут прошедший ПМЭФ, на котором свое предложение выдвинула одна из крупнейших российских фирм с многомиллиардным оборотом – открыть в Дагестане свой филиал. Целью такого сотрудничества станет трудоустройство дагестанских профессионалов, которые будут работать согласно действующим правилам в сфере строительства. Часть стройматериалов, кстати, фирма производит на собственном предприятии. Плюс ко всему, гарантирует качество и ввод объекта при любом росте цен.
Как результат такой здоровой конкуренции – возможность для местных строительных компаний подтягиваться до качественного уровня работы. Как подчеркнул глава регионального Минстроя, в республике немало достойных фирм, которые вынуждены работать за пределами Дагестана. Причина: местный рынок заполонили недобросовестные компании, которые в несправедливой конкуренции вытеснили серьезных игроков. Это своего рода прослойки между строителями и заказчиками. И такое положение нужно исправлять.