Бензин «газует», а бабушки не концентрируются
Дед Мороз – мужик прозорливый: с незапамятных времен и до сих пор на санях передвигается. Не знаю, из чего формируется бюджет новогодних мероприятий Деда, уверен в одном – расходы на топливо в нем точно не предусмотрены. Уж больно дорогостоящей вышла бы для самого известного раздавателя подарков его кругосветная предновогодняя акция. Но об этом чуть позже.
Растущие цены на продукты питания, символизирующие завершение одного года и наступление нового, вряд ли изменят традиции и в этот раз. У чиновничьей братии помимо массы причин, так или иначе оправдывающих скачки цен, появился помощник – санкции, да и растущие на фоне понижающегося курса рубля евро с долларом помогают «аргументировать».
Пересматривать содержание продовольственной корзины советуют и отдельные высокопоставленные чины. Так, Глава Хакасии Виктор Зимин посоветовал бедным муниципалитетам не критиковать власти республики, а выживать самим. Свои советы заботливый руководитель дал на прямой линии с жителями региона.
Губернатор, общаясь с массами, предложил активнее выходить с инициативами: «Сварите тушенку, на рынке продайте… Бабушек сконцентрируйте. Вы же в тайге живете, соберите ягоды, продайте», – цитирует руководителя региона один из информационных порталов. В конце он выразил недовольство пассивностью жителей, ждущих денег из бюджета республики.
Дорожающие продовольственные товары избавляют среднестатистических россиян от необходимости сбрасывать жирок посредством физических нагрузок. А придется. Бензин снова «газует», подстегивая ценники в гастрономах. Так что чаще ходить пешком, заглядывая по грибы-ягоды, обходя стороной рынки с магазинами, все же стоит. Конечно, я утрирую, но…
Судите сами: уж слишком долгое время и слишком много товаров наша страна получала от своих зарубежных партнеров, чтобы сегодня можно было говорить о скором решении проблемы избавления от продовольственной зависимости. Как следствие – масса подводных камней, возникающих по ходу реализации программы импортозамещения, и факторов, влияющих на ценовую политику предприятий-производителей, поставщиков, посредников и точек реализации товаров. И откровенное недопонимание вызывает уже не то, что продукты дорожают на фоне заявлений о том, что производить «своё» стали больше, успешнее и качественнее. Нервируют причины, способствующие повышению.
Бензин, точнее взвинчивание цен на него, родимого, отечественного, – одна из них. К примеру, в 2015 году ситуация с бензином и зерном была парадоксальна донельзя: цены на нефть падали, а на бензин росли; зерна в ту пору собрали очень много, однако хлеб и мука, вступив в сговор с собратьями по продовольственной корзине, подорожали.
Правительство страны в будущем году вновь запланировало повышение акцизов на бензин, внесло предложение в Госдуму. Депутаты во втором чтении инициативу одобрили. Произойдет это в два этапа – 1 января и 1 июля. Предположительно акцизы увеличатся из расчета 50 копеек за один литр. Однако эксперты уверены, что до конечного потребителя топливо «доплывет», подорожав уже на 60 копеек за литр. Но и на этом бензин не тормознется. Введение налога на дополнительный доход, рост налога на добычу полезных ископаемых подстегнут производителей «горючки» к компенсационным мерам, когда малообеспеченные нефтепромышленники станут повышать цены на топливо. По мнению тех же экспертов, привести это может к тому, что к концу 2018 года бензин может подорожать на 80–90 копеек за литр. Не слабо. А там глядишь, и снова Новый год с его традиционным повышением цен, к которому все привыкли.
При этом о какой-либо компенсации для автомобилистов речь не идет. Тот же транспортный налог никто отменять не собирается. Не питающаяся бензином «автогражданка» вырастет так или иначе, тут и к бабке не ходи. За горами ли очередное повышение цен на проезд в общественном транспорте? Точно нет. Одним словом, сани Деда Мороза были бы весьма кстати.
– Повышение акцизов на топливо, налога на добычу полезных ископаемых – это еще не все. В сумме с сезонными скачками, связанными в Дагестане с уборочной страдой в том числе, все это сказывается на ценообразовании горючего, – говорит Абдула Багандов, владелец автозаправочной станции в Махачкале. – Заявленное повышение по факту может оказаться куда выше. Газ на заправках тоже не станет держать прежнюю планку, наверняка станет дороже. Естественно, это заметно ударит по карману автовладельцев.
Как правило, когда речь идет о растущих ценах на бензин, говорить о предпринимателях, связанных сговором, вряд ли уместно. Ведь представить себе физических лиц, являющихся хозяевами заправок (а таковых по республике порядка семисот человек), одновременно договорившихся взвинтить цены, довольно трудно. Так что Управление Федеральной антимонопольной службы вряд ли в силах повлиять на ситуацию.
Но и когда прецедент существует, мало что получается, будем до конца откровенными. Пару лет назад в защиту автовладельцев УФАС России вынесло предупреждение всем нефтяным компаниям о том, что цены на бензин неоправданно высоки по стране в целом. По прошествии двух недель состоялось рассмотрение дела о манипуляции цен компаниями «Лукойл», «Башнефть» и «Роснефть». Результат? Уже через несколько месяцев нефтепромышленники посчитали, что цены на бензин неоправданно низки, но никак не высоки. Цифры на бензоколонках вновь стали пугающими.
… Вполне возможно, что после очередного повышения какой-нибудь губернатор-благодетель предложит бабушкам быть гораздо активнее, готовить топливо из березового сока, например, и продавать его на рынке. Нерасторопным старушкам осталась самая малость – обзавестись парой-тройкой лесов и… сконцентрироваться.