Бизнес, проверенный временем
На ХХII Международном конгрессе пчеловодов «Апиславия», завершившемся недавно в Москве, собрались представители из 40 стран мира. Пчеловодам из Дагестана на этом престижном форуме присуждены второе и третье места. В частности, серебряным призером стал каспийчанин Мирза Гасанов. До первого места ему не хватило трех баллов, в то же время 10 баллов с него сняли за то, что мёд был не в стеклянной таре.
В республике более 4 тысяч пчеловодов. С одним из них – Магомедом Эчиловым (на снимке), заслуженным работником сельского хозяйства РД, кавалером ордена «За любовь к родной земле», дважды удостоившимся звания «Лучший фермер Махачкалы», встретился корреспондент «Дагестанской правды».
В небольшом помещении магазина уже шла торговля. Сакит Сердеров, выходец из Рутульского района, рассказал, что у них более 100 пчеловодов, здесь они обычно заказывают необходимые для них товары. Он пришел за двигателем на медогонку. Хозяин магазина и продавец Бахтияр проконсультировали, где можно найти нужный товар.
Другой посетитель – Салман Алибеков из Согратля – тоже пчеловод. «У нас, – рассказывает он, – 50 пчелосемей. Кочуем между Кизилюртовским и Лакским районами вслед за цветением медоносов. В этом году с акации был хороший сбор. Затем мы переехали в Кумторкалинский район, на территорию лесхоза, там пчелы собирают мед с кермека – это последняя медоносная трава осени.
– В среднем сколько меда можно взять с одного улья?
– До 10 килограммов.
– Если стоишь в одном месте, – да, – соглашается и Магомед Эчилов, – а если кочуешь за медосбором, бывает и больше. Ну и от погоды зависит многое.
К разговору присоединяется Байзат, супруга Салмана Алибекова, и поясняет, что купила вощину, всякой мелочи и двух пчеломаток для новой семьи.
– Как, и пчеломатку можно купить просто так? Прямо в спичечной коробке? – удивляюсь я.
– Почему бы и нет? Их помещают в специальный контейнер.
– А как создается новая пчелиная семья?
– Ничего сложного. Берем пустой улей, в середину устанавливаем две рамки с пчелами, а между ними на специальную лавку сажаем пчеломатку. Через 2-3 дня улей начинает работать. Но есть одно условие: новая пчеломатка должна быть плодной. Иначе если опыта откладывания яиц нет, пчелы ее убивают. Наиболее продуктивный срок пчеломатки – 2-3 года. За это время она за сутки откладывает от 1500 до 1800 яиц. Если в среднем взять 1700, то за два года – только подумать – более 1,2 млн пчел получают путевку в жизнь.
Переложив все хлопоты по магазину на Бахтияра, Магомед предлагает мне пойти на пасеку – она тут, рядом. В обширном дворе, засыпанном песком, рядами стоят ульи. 150 семей, как пояснил хозяин.
Свою профессию Магомед унаследовал от отца. И уже есть кому продолжать дело – его старший сын Мурад хорошо разбирается в тонкостях пчеловодства.
Вокруг – пчелиный гул. Среди пчел легко можно было различить по размеру и по желтому кончику брюшка основных врагов – это так называемые «волки», разновидность ос, которые охотятся за пчелами. Магомед молниеносным ударом мухобойки припечатал осу к крышке. «Штук 100 наберется за день, – добавляет он, продолжая охоту, – другого способа бороться с ними нет. Среди основных врагов пчел есть и птица – золотистая щурка. А еще различные болезни насекомых.
Оказывается, пчелы – не единственное увлечение фермера. В одно время М. Эчилов работал агрономом и удостоился почетного звания заслуженного работника сельского хозяйства РД. Была у него и своя кроличья ферма, ныне имеется коллекционный сад с несколькими сортами винограда. Большая часть хозяйства расположена в Шамхале, там трудятся 5-6 рабочих.
– Вы как специалист можете ответить на вопрос: почему пчеловодство, зародившееся вместе с земледелием и скотоводством, так и не стало полноценной отраслью сельского хозяйства?
– В свое время оно промышленно велось в Манасауле в совхозе и, по-моему, в Белиджах. В этих двух хозяйствах разводили пчел, но после распада колхозов и совхозов и там перестали заниматься этим. Без поддержки государства и органов власти на местах «сладкая» отрасль не выживет. Я уверен: при должном подходе пчеловодство может стать одной из рентабельных отраслей экономики Дагестана. Республике нужна действенная программа, чтобы создать условия для производителей меда и защиты потребителя от некачественной продукции. Мы можем быстро нарастить объемы. Пока же потенциал отрасли используется всего на 10-15 процентов. При минимальной поддержке государства наши пчеловоды способны быстро и в разы увеличить производство меда. Вместе с ним мы получим практически бесценное для медицины сырье: пыльцу, пергу, прополис, маточное молочко. В восточной медицине для лечения многих болезней используется и пчелиный яд. Все страны защищают свои рынки. США, к примеру, ввели на ввоз меда 180-процентную пошлину, страны Балтии – 100-процентную. А то, что у нас в республике самый качественный мёд, доказал очередной конгресс пчеловодов.
– Если человек решил посвятить себя пчеловодству, то где он может научиться этой профессии?
– В Рязани есть НИИ пчеловодства, для повышения квалификации можно поехать туда. Еще в Башкирии есть техникум. Да, для такой большой страны и перспективной отрасли это совсем немного. Если мы хотим возродить пчеловодство, то должны создавать учебные заведения здесь, в Дагестане.
– Что необходимо фермеру для успеха?
– У каждого человека должна быть цель в жизни, и он должен стремиться к ее достижению. Тогда у него будут и друзья, и всё, что нужно для успеха и нормальной жизни.