Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 30 ноября, Ср

Махачкала

Weather Icon

Цеха заводов должны быть загружены

Промышленный сектор
A- A+

День машиностроителя в текущем году празднуется в последнее воскресенье месяца и выпадает на 25 сентября. Для Дагестана праздник этот особенный, так как промышленность – одна из ведущих отраслей нашей экономики. В структуре ВРП за 2021 год на промышленное производство приходится 6,6 %, при этом доля промышленности в налоговом потенциале республики составляет более 28,9 %. Сердцевиной же промышленного комплекса Дагестана является машиностроение.

Вопреки трудностям и санкционному давлению западных стран с начала 2022 года в сфере промышленного производства Дагестана сохраняются высокие темпы развития. Так, индекс промышленного производства за январь – июль 2022 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составил 123,1 %.

В обрабатывающих отраслях промышленности высокие производственные результаты за отчетный период обеспечили именно предприятия машиностроительного комплекса республики. Рост, к примеру, по виду «производство компьютеров, электронных и оптических изделий» достигнут практически в 4 раза. Это прежде всего продукция гражданского и оборонного назначения АО «Кас­пийский завод точной механики», АО «Азимут» и АО «КЭАЗ».

Машиностроительный комп­лекс – один из основных блоков обрабатывающих производств. Сейчас он представлен в республике отраслями авиа- и судостроения, радиоэлектронной и электротехнической промышленностью, а также энергетическим машиностроением. В последние годы в республике получило развитие производство автомобильных компонентов.

Машиностроение Дагестана – это более 30 действующих предприятий, в том числе 11 предприятий ОПК. По информации Минпромторга РД, доля оборонной продукции превышает в отрасли половину всех объёмов производства. Отсутствие собственной сырьевой базы и избыток трудовых ресурсов определили его специализацию на нематериалоемких производствах, преимущественно с высокой долей науко- и трудоёмкости. По стоимости основных фондов отрасль стоит на первом месте в промышленности, в то же время здесь самый высокий уровень их износа (75–80 %).

Основу машиностроительного комплекса Дагестана составляют такие предприятия, как АО «Завод Дагдизель», ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Авиаагрегат», АО «Завод им. Гаджиева», АО «Электросигнал», АО «Буйнакский агрегатный завод», АО «Каспийский завод точной механики», АО ДНИИ «Волна», ОАО «Южносухокумский электромеханический завод», АО «Кизлярский электроаппаратный завод», АО «Азимут» и другие.

Что касается негативных факторов, связанных с введением ограничительных мер в отношении российской экономики, в министерстве отмечают, что промышленные предприятия республики не только обеспечили бесперебойную работу и сохранили рабочие места, но и освоили новые перспективные производства. В рамках политики импортозамещения в республике продолжается работа по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, в первую очередь посредством кооперации с крупными госкорпорациями и компаниями.

К примеру, АО «Завод им. Гаджиева» в рамках реализации инвестиционного проекта «Расширение производства винтовых скважинных насосов для нефтедобычи» построил новый литейный цех, работающий по технологии вакуумно-пленочного формования, что позволило повысить качество продукции, расширить номенклатуру, увеличить производственные мощности. В прошедшем году завод поставил для ПАО «Северная верфь» рулевые машины, насосы, поворотные затворы. Также заводом поставлялись компании НК «Лукойл» погружные насосы для нефтедобычи взамен установок немецкой фирмы и винтовые пары, которые использовались при ремонте ранее приобретенного зарубежного оборудования.

Концерном «КЭМЗ» совместно с ПАО «КамАЗ» разработана Комплексная инвестиционная программа по освоению производства, испытаний и постановки в серийное производство изделий для автомобильной промышленности на период с 2019 по 2024 год, для перспективных автомобилей КамАЗ с кабиной К5 и электробусов. В рамках программы планируется запуск в серийное производство 9 изделий для автомобильной промышленности. Сейчас изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания изделий.

Определенный потенциал у республики имеется и в авиа­строении. Концерн «КЭМЗ» реализует проект «Создание многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета МАИ-411 «Альфа-КМ» из композиционных материалов и проект «Создание многоцелевого пятиместного вертолета АП-55».

В кооперации с «ОДК-Климов», Уральским заводом гражданской авиации, Объединенной двигателестроительной корпорацией выполняются работы по совершенно новому направлению для предприятия «Авиационное двигателестрое­ние». Уже налажено серийное производство сборочных узлов для двигателей и осваиваются новые изделия.

Также в республике ведётся работа по освоению продукции для нужд топливно-энергетического комплекса. Концерном «КЭМЗ» освоено производство электротрансформаторов на 250 и 400 кВА, проходят испытания отопительные котлы с отапливаемой площадью до 10 тыс. кв. метров для организаций и социальных учреждений, освоен выпуск рециркуляторов для обеззараживания воздуха с объёмом производства до 400 единиц в сутки. Кроме того, ряд предприятий республики готов производить для ПАО «Россети» и ПАО «Газпром» приборы учета, газорегуляторное оборудование и другие изделия.

Напомним, накануне Дагестан с рабочей поездкой посетил заместитель Председателя Правительства РФ – министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Ознакомившись с потенциалом промышленных предприятий республики, он высоко оценил возможности промышленного комплекса. «Цеха перспективных предприятий Дагестана должны быть загружены», – заявил Денис Мантуров, дав соответствующие поручения.

Ситуация в стране непростая. Машиностроение Дагестана определённо будет востребовано.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Промышленный сектор»