Cемь футов под килем!
Доводы о преимуществах незамерзающего побережья Каспия, где в настоящем расположен Махачкалинский морской торговый порт, наконец возымели действие. Принято решение, что основным пунктом базирования Краснознаменной Каспийской флотилии станет дагестанский город Каспийск, где разворачивается строительство береговой инфраструктуры и жилья.
Как сообщило информагентство «Россия сегодня», министр обороны РФ Сергей Шойгу на совещании в министерстве заявил: «Принято решение о переводе Каспийской флотилии в Каспийск. Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жилье. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно». Министр обороны РФ также сообщил, что в Дагестане будет открыто Высшее военно-морское училище.
Согласно планам военного ведомства, первый этап строительства мест базирования кораблей завершится в 2019 году. В течение двух лет в Каспийске проведут работы по углублению дна, возведению причалов для судов, пирсов и ряда объектов наземной инфраструктуры. В 2020 году уже должны появиться госпиталь, хранилища для боеприпасов, казармы для солдат и жилье для офицеров. То есть будет создана полноценная инфраструктура.
В этой связи, конечно, оправданы намерения руководства республики – дать импульс развитию судостроения Дагестана. Предполагается сотрудничество с Татарстаном в этой области. Кораблей у нас еще не строили, однако практически весь промышленный комплекс республики так или иначе тесно связан с этой отраслью. Наши заводы и сегодня поставляют на верфи страны комплектующие для кораблей. Некогда функционировал у нас и судоремонтный завод, были планы по его модернизации, но инвесторов привлечь не сумели. Теперь же дагестанские заводы имеют реальный шанс использовать свой потенциал и опыт в этом масштабном проекте.
Как отметил Председатель Правительства Дагестана Артём Здунов на мартовском совещании по вопросу сотрудничества Дагестана с АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», республика испытывает потенциальную потребность в малых судах для рыболовства, транспортировки грузов, перевозки пассажиров, в прогулочных и спортивных катерах и яхтах. По мнению А. Здунова, очень важно наладить деловые связи с одним из ведущих судостроительных предприятий России.
Предприятие из Татарстана успешно реализует проекты по строительству скоростных пассажирских теплоходов, нефтеналивных танкеров, серии противодиверсионных катеров. Количество построенных заводом скоростных судов и кораблей впечатляет. Это и суда на подводных крыльях «Метеор», и первая в мире серия пассажирских судов с воздушной каверной на днище проекта «Линда». В последние годы завод развернул серийное строительство комфортабельных скоростных пассажирских теплоходов нового поколения с управляемым вектором подъемной силы. В перечень предварительных проектов гражданских и грузовых судов завода вошли прогулочные суда глиссирующего типа, сухогрузные и рыбопромысловые суда.
Участники встречи решили сотрудничать в области развития таких направлений, как круизное судоходство, а также скоростное пассажирское морское сообщение, имеющее самую низкую стоимость транспортных услуг, схемы финансирования лизинга, сроки изготовления продукции, возможность использования базы имеющихся промышленных предприятий. Рассмотрели также вопрос организации судоремонта в акватории Каспийской бухты на территории завода «Дагдизель».
В ходе работы, которая ведется в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве Дагестана с Татарстаном, было принято решение подготовить предложения по этому вопросу к предстоящему заседанию Госсовета РФ по развитию Каспийского региона. То есть в увязке с переводом Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск шанс одобрения инициатив в области сотрудничества регионов и, соответственно, финансирования проектов судостроения возросли.
Однозначно, что усиление военного и экономического присутствия России на Каспии позитивно скажется и на перспективах развития Махачкалинского морского торгового порта. Наглядно это демонстрирует уже сегодня рост внешнеторгового оборота порта. Статистика по итогам первого квартала 2018 года здесь очень хорошая. Порт добился увеличения объемов переваленных грузов различного наименования и довел их до 670 тысяч тонн. Это 255% от общего грузооборота аналогичного периода прошлого года. Вырос также объем перевалки нефти и зерна. В январе–марте в Иран отгружено около 137 тысяч тонн зерновых, что почти в 5 раз выше результатов прошлого года. Кроме нефти и зерна, в порту возобновилась перевалка цемента, керамической плитки, металлолома и пиломатериалов.
Вслед за торговым сотрудничеством с приграничными странами Каспия могут получить бурное развитие культурные и туристические связи. Тогда кажущиеся сегодня нереальными планы строительства на Каспии гражданских, прогулочных судов глиссирующего типа очень даже могут реализоваться. Реализация же проекта «Международный транспортный коридор Север – Юг», развитие стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона сулят Дагестану экономическое процветание.
Похоже, мы сегодня находимся на одном из этапов реализации этого проекта.