«Черные дыры» социума
Нет-нет да и вспоминается классик, который вопрошал: «Кому на Руси жить хорошо?» Мы-то, пишущие в газету люди, так называемые бюджетники, не собираемся плакаться в жилетку – слава Богу, крыша над головой есть, пообедать тоже найдется на что, но…
Но шальная мысль иногда не дает покоя: почему такая невообразимо большая разница в оплате труда бюджетников? Мы тут не рассматриваем кошельки представителей бизнеса, коммерческих структур, которые правдами и неправдами кладут в карман баснословные суммы – ведь на дворе капитализм! Каждый сколачивает свой капитал как может, и лишь ему отвечать перед законом, если вдруг бес попутает. А бес – классный специалист по части искуса, редко уходит без результата, особенно когда его визит в чиновничий кабинет был по вызову.
Но мы, бюджетники, получаем зарплату из «общего котла» – государственной казны, которая в том числе пополняется и за счет наших налогов. Налогов, подчеркнем, выплачиваемых пока в нашей стране отнюдь не по прогрессивной шкале: с наших 15-20 тыс. рублей и миллионов высокооплачиваемых чиновников – те же 13%… И это на фоне того, что в России за два последних года, по данным журнала «Форбс», появилось 29 новых долларовых миллиардеров!
Почему такая астрономическая разница в оплате труда? Для сравнения: те же наши журналистские, скажем, от 15 до 20 тыс. рублей и месячная зарплата художественного руководителя Мариинского театра – свыше 12 млн рублей! Замечательный, конечно, музыкант, дал концерт даже в освобожденной от террористов сирийской Пальмире, с риском для жизни. Однако наш известный военкор Евгений Поддубный рискует там каждый день уже который год, но уверены, что он получает намного меньше. Зарплата министров, депутатов Госдумы, Совета Федерации и других тоже приличная: от полумиллиона до 2 млн в месяц.
А как поживают народные избранники? Согласно расследованию сайта «Версия», 68 региональных депутатов задекларировали доход за прошлый год ниже прожиточного минимума. С хлеба на воду перебиваются и 12 депутатов нашего родного Северного Кавказа, в том числе и Дагестана. Некоторые из них умудрились выжить при годовом доходе в 12 тыс. рублей. Из тех 68 депутатов 12 зафиксировали нулевой доход…
Мы не называем ни фамилий, ни имен. Зачем? Мы, что, плохо себя знаем? Мы не знаем, что иные депутаты свои активы регистрируют на своих родственников, юридических лиц, прибегают к фиктивным банкротствам и разводам? Называть фамилии таких людей – прерогатива правоохранительных органов.
Справедливости ради надо сказать, что в 2015 г. Президент Владимир Путин подписал указ о сокращении зарплаты себе, премьер-министру, парламентариям, сотрудникам аппарата правительства и собственной администрации, а также руководству спецслужб. Кстати, Президент продлил действие указа до 31 декабря 2018 г.
Однако есть нюанс. Высшие чиновники отличаются от нас также и структурой доходов. Зарплата в ней составляет не самый большой процент: у одного из министров, согласно декларации, – всего пятую часть. Самый большой разрыв между зарплатой и доходами обнаружили у другого министра, ранее работавшего в бизнесе. При заработке 453,9 тыс. руб. он задекларировал ежемесячный доход аж на 48,5 млн, или в 1320 раз больше среднего заработка. Чтобы заработать столько, нашему брату-газетчику потребуется 110 лет!
Зарплаты и доходы наших дагестанских чиновников, конечно же, несоизмеримы с теми суммами, которые получают их коллеги в Первопрестольной. Но им тоже, если сравнить с остальными бюджетниками, грех жаловаться, ибо в своих декларациях они указали суммы, составляющие от 1 миллиона 200 тысяч до 5 миллионов 200 тысяч рублей. Следовательно, каждый месяц им платят от 100 до 400 тысяч рублей.
Но не всегда можно верить и декларациям. Посмотрите, какая случилась неприятность с нашими чиновниками по инициативе премьера Артёма Здунова. Он объявил выговор, замечание и предупреждение о неполном должностном соответствии шести заместителям министров за представление неполной информации об их доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Распоряжением премьер-министра от 14 мая одному из заместителей министра финансов республики объявлено предупреждение о неполном должностном соответствии. Выговор объявлен также заместителю министра здравоохранения.
Замечанием отделались трое заместителей министров, неважно какого министерства – важен сам симптом. Наказания получили и 24 сотрудника Администрации Главы и Правительства Дагестана. Здесь взыскания оказались еще строже. Шесть человек, замещавших государственные должности, освобождены от работы.
Что же из этого следует? Следует то, что наводится порядок, но все же на Руси пока жить хорошо только отдельным, так сказать, элитным чиновникам, а так бесконечно продолжаться не может. Такое положение устраивает лишь некоторых так называемых политологов. По мнению одного из них, человек с уровнем компетенции районного масштаба должен получать не менее 200-300 тыс. рублей в месяц.
Но откуда такая, судя по всему, ангажированная мысль – о сверхценности вороватого, как правило, чиновника для общества – залетела в политологические головы? Она, скорее всего, пришла от либерально-гуманитарной интеллигенции, формулирующей и распространяющей разные смыслы по всей стране. Многие российские медиа постоянно муссируют понятия «средний класс», «элита». То есть подразумевается, что общество у нас поделено на касты: «элита», «средний класс», ну и «бомжи», на дагестанский манер – «пакъиры».
В этой ежедневно проводимой идеологии есть что-то нечистое. И самое главное, это очень далеко от вершин духа и мысли, свойственных в недавнем прошлом советскому человеку и русской классической литературе, дагестанской тоже. Вспомним хотя бы «Шинель» Гоголя, «Униженные и оскорблённые» Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. А Лев Толстой вообще в конце жизни от собственности отказался! Потому что в вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» вкладывал не отвлеченный, а конкретный смысл. В эту тему вписывается творчество и наших классиков Гамзата Цадасы, Батырая, Етима Эмина, Сулеймана Стальского, Ирчи Казака…
Этическая система наших управленцев разработала безнравственную «нанотехнологию», сочетающую в себе показную религиозность, декорационный либерализм, имитационный патриотизм, чудовищный непрофессионализм (с ним сейчас разбирается наш новый премьер Артём Здунов) и самый вульгарный материализм в виде роскошных особняков, наконец-то попавших под арест вместе со своими хозяевами. В контексте с рассматриваемой темой будет логично предоставить эти хоромы нашим пакъирам – они свой асоциальный статус обрели в основном по причине обкраденного и разграбленного за последние 20-30 лет социума, который сейчас зияет «черными дырами» имущественного и чудовищного, если вести исчисление в олигархическом формате, финансового дисбаланса граждан одной страны.