Горная элегия
В Филиппинах есть древнейшие террасные поля, засеваемые рисом. В конце прошлого века эти поля внесли в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, поскольку им грозило исчезновение. Такими полями, как бы вырезанными из холмов и горных склонов рукой исполина, дагестанцев не удивишь. Но как сильно мы дорожим своим наследием?
И раскинутые по горам террасы, и огромные фруктовые сады на глазах жителей аулов и гостей республики уходят в прошлое. Больно на это смотреть, сложно смириться. С трудом верится, что столь уникальное, великолепное и эстетически совершенное явление рано или поздно станет частью истории. А ведь создавалось всё с помощью кирок и лопат. В качестве тяглового скота служили лошади и волы, а ослов нагружали вьюками.
Террасное земледелие в горах Дагестана зародилось давно. А исполин, сотворивший такое чудо, – это наши предки. Причем орудовали они примитивными инструментами. Именно эти клочки земли приносили горцам хлеб насущный: картофель и пшеницу, кукурузу и тыкву, фасоль и подсолнух – словом, выращивали все культуры, какие только росли в наших климатических условиях.
Большинство террасных полей в Дагестане сегодня отведено под сенокосные участки. После завершения сенокоса на них пасутся лошади и рогатый скот. Но в течение всего года причудливой формы поля – результат неустанных трудов и гениальной сметливости горцев – восхищают взоры туристов. К сожалению, рассматриваются эти творения как уходящая натура.
Заброшенные, не возделываемые десятилетиями террасы приковывают внимание каждого приезжего, очаровывают его своей необычной красотой. Только представьте, какое бы еще более яркое впечатление они производили, если бы на них кипела хозяйственная работа, как в былые времена!
Печально обстоит дело с кураговыми и абрикосовыми садами в горах. Местами за ними давно перестали ухаживать, и поэтому многие сады попросту зачахли. Зато к вящему удовольствию некоторых древесина абрикоса горит, как уголь. Это ценная находка для тех, кто любит погреться и поболтать у камина: долго держится в печке, издает приятный запах, в два счета согревает помещение.
Ныне есть возможность подключиться к полномасштабному развитию горных территорий. И в возможностях нет недостатка, но вот желание… Желанием восстановить и по-новому преобразить горы сегодня мало кто горит, если говорить откровенно. А ведь это вопрос не только экономического благополучия горцев, но и развития туризма. В данном случае становящегося все более популярным агротуризма.
Думая об этом направлении, мне вспоминается беседа с гостем из Центральной России. Предмет его рассказа никакого отношения к агротуризму не имел, зато суть перекликается. Долгое время (а может быть, и сейчас) в водохранилище Гунибской гидроэлектростанции плавали пластмассовые бутылки и прочие бытовые отходы. Выяснилось, что периодически эти груды мусора убирали с поверхности воды и сжигали на месте.
Рядом с плотиной всегда можно увидеть сотрудников полиции, которые несут постовую службу. Мой новый знакомый, остановившийся, чтобы посмотреть на водохранилище и комплекс сооружений ГЭС, поинтересовался у полицейского, что власти делают с мусором, который постоянно тут собирается. «Сжигаем», – ответил тот.
Парень выразил ему свое удивление: мол, вокруг вас столько денег лежит, просто бери и зарабатывай, а вы в упор не хотите их видеть. Полицейский буквально понял его слова и даже посмотрел по сторонам и себе под ноги, чтобы собрать разбросанные деньги, о которых говорит чудаковатый приезжий. Никаких купюр, конечно, он не увидел и тогда с недоумением уставился на туриста. А гость, хорошо разбиравшийся в теме переработки мусора, на конкретных цифрах объяснил, какую пользу можно извлечь из этого богатства, которое мы сжигаем за ненадобностью…
С той же неразумностью мы относимся к вещам, которые в наследие нам оставили трудолюбивые предки, а они знали цену каждому сантиметру земли, кормящей человека в этих суровых условиях.
… Долг каждого из нас – указывать на ничегонеделание, на то, что многие вопросы пущены на самотек. Мне как неспециалисту не к лицу рассуждать, каким именно образом использовать горные террасы и одичавшие сады. Заниматься этим должны компетентные люди. И не просто компетентные, но еще и готовые энергично и последовательно воплощать свои проекты по преобразованию горных территорий.
Но пока что нет ни крупных дел, ни энергичных личностей. Очень надеемся, что действительно ПОКА нет.