X

Госполитика в приоритете

Определение перспективных путей и направлений государственной политики в сфере строительства должно осуществляться с учетом наиболее значимых проблем, затронувших строительный комплекс регионов России. Многочисленными экспертами, государственными служащими и экономистами, выделяются различные проблемы в рамках функционирования строительного комплекса нашей республики. Ряд вопросов на эту тему мы адресовали и.о. министру строительства Республики Дагестан Артуру Сулейманову.

– Артур Абдулманапович, скажите, пожалуйста, насколько успешно реализуется государственная политика в сфере строительства на территории Республики Дагестан, как воплощаются в жизнь основные государственные федеральные программы, национальные проекты и как повлияла пандемия на реализацию этих проектов?

Пик пришелся на 2020 — 2021 год и наиболее серьезные последствия были как раз в строительной отрасли. Были нарушены цепочки кооперации, что привело к очень существенному росту стоимости металла на мировом рынке и, как следствие, всех металлоконструкций, которые применяют в строительстве. По инерции повысилась цена других стройматериалов, например, совершенно непредсказуемы выросла, например, стоимость песка. Удорожание всех строительных материалов повлияло на строительную политику в целом и на отношение к строительной отрасли.

На уровне Российской Федерации были приняты уникальные изменения в законах, к примеру, в 44 федеральном законе «О госзакупках» в 2021 году в рамках строительных контрактов была предусмотрена возможность увеличения стоимости ранее заключённого контракта на 30% и увеличение сроков его реализации на 30% в связи с ростом стоимости материалов. Что касается работы Министерства строительства Республики Дагестан, то мы старались решать эти проблемы. Допустим, в рамках реализации проектов, если мы видели, что не успеваем освоить тот объём денежных средств, который был выделен, то заключали соглашение и часть денежных средств перенесли на 2022 год. В прошлом году мы полностью реализовали тот объем средств, который за собой сохранили и внесли изменения в проектно-сметную документацию, дождавшись изменений законодательства. А в 2022 году мы будем уже завершать эти проекты с учетом текущей стоимости и с учетом тех инфраструктурных ограничений, которые здесь существуют.

Все программы важные и, в первую очередь, те, что связаны с коммуникациями, созданием благоприятной и комфортной городской среды. Это программа «Формирование комфортной городской среды». Она включает в себя общественные и дворовые территории, и мы по объёму привлечения федерального финансирования входим в десятку регионов-лидеров. То есть мы порядка миллиарда рублей в год привлекаем в рамках этой программы и более 240 общественных и дворовых территорий в 2022 году планируется благоустроить, в 2021 году их было 237.

Также важна для нас программа «Чистая вода». Все ограничения, которые у нас есть в плане водоснабжения и водоотведения, решаются в рамках этого проекта. Это здесь мы перенесли части лимитов 2021 года на 2022, и в 2022 году должны освоить порядка 1 млрд 400 млн рублей. У нас есть проектно-сметная документация, заключение экспертизы стоимости проектов, корректные, с учетом сегодняшней стоимости материалов. Поэтому мы планируем в этом году в полном объёме освоить все денежные средства и добиться тех результатов и эффектов.

Также важной является программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов». В прошлом году фонд капитального ремонта впервые превысил планку в один млрд рублей, то есть мы провели ремонтных работ на сумму превышающую миллиард руб. будем держаться и дальше этого темпа. По замене старого лифтового оборудования у нас помощь в виде субсидий от республики 100 млн руб. была в прошлом году и софинансирование 50 млн руб. мы получаем от федерального центра. Благодаря этому мы планируем в ближайшие три года заменить лифты во всех многоквартирных домах Республики Дагестан и закрыть эту проблему. Важной для нас является «Программа переселения граждан из аварийного и ветхого жилья». Здесь проблемы уходят в историю реализации этой программы в предыдущие периоды. К сожалению, было много различных, в том числе уголовных дел, которые возникли, и это привело к тому, что объем реализации программы в республике сильно снизился, количество домов, которые были признаны аварийными, было очень невелико, потому что, во-первых, муниципальные власти не хотели связываться с программой, которая давала нежелательные результаты, а люди, видя, что их из аварийного жилья переселяют, как говорил Сергей Алимович, в новое аварийное, не хотели переезжать. Мы проанализировали основные проблемы, это были моменты связанные с низкой стоимостью жилья, средняя стоимость квадратного метра жилья в предыдущие несколько лет составляла 32000 руб. Мы с муниципалитетами провели в 2021 году большую совместную работу, и на 1 квартал 2022 года в Республике Дагестан средняя стоимость составит порядка 46000 руб. Также понятно, что есть крупные города и есть муниципальные образования с разной стоимостью квадратного метра. Мы готовим сейчас изменения по примерам регионов, которые являются лидерами в реализации программ переселения, это методика ранжирования, то есть стоимость квадратного метра в Махачкале и стоимость квадратного метра в районе будут разной. У нас сейчас порядка полутора тысяч семей, которые уже включены в реестр ветхого, аварийного фонда, надеюсь, что реализация программы позволит нам существенно улучшить качество жилья наших жителей.

– Я понимаю, что работа строится с учетом новых тенденций, и есть, наверное, вещи, которые придется оставить позади. Какие проблемы приходилось решать минувшие годы, с которыми пора уже расстаться?

– Я бы для ответа на этот вопрос, разделил его на две части. Первое, что касается социальных федеральных программ и национальных проектов, мы зачастую идём просить денег, вооружившись только идеей. Вот этот подход надо трансформировать. Мы должны идти за деньгами с готовыми исходно-разрешительными документами и проектно-сметной документацией. Нам нужны компетенции для того, чтобы правильно подготовить исходно-разрешительную и проектно-сметную документацию. И уже потом идти с готовым решением за деньгами. Что касается жилищного строительства, то в республике с 2018 года действует закон об эскроу-счетах, но у нас практически нет компаний, которые работают в рамках данного механизма. Поэтому и выявляются обманутые дольщики и прочие группы и категории граждан, которые, к сожалению, сегодня не могут быть защищены даже с точки зрения тех гарантий, которые дает федеральный центр, потому что формально они не являются обманутыми дольщиками. Они приобретают квартиры по какому-то договору, но договора долевого участия, где отражено перечисление денежных средств с подтверждением именно на расчётный счёт компании застройщика, регистрации в росреестре договоров, вот этого пакета документов, которые необходимы для того, чтобы подтвердить, что ты обманутый дольщик у них, к сожалению, нет.

Сегодня мы имеем возможность заниматься комплексным развитием территорий. Для этого мы сейчас взаимодействием с крупными муниципалитетами. По Дербенту уже есть первая программа, которая будет реализовываться в рамках комплексного развития территорий. Нужно всё-таки заниматься квартальной застройкой, микрорайоной, с нормальной, понятной планировкой, с мастер-планами, с определенной высотностью, этажностью, дизайн-кодом для того, чтобы качество жилья улучшалось, чтобы мы не просто вводили квадратные метры, но чтобы мы строили жильё, в котором людям комфортно жить.

– Если заглянуть в будущее, что нас ожидает. Как будет развиваться законодательство в сфере строительства и реализация проектов, и вообще работа в новом формате?

– Мы сегодня видим федеральные тренды постоянной трансформации пространства нормативов законодательства. Всё к чему мы привыкли, устаревает. Сегодня человек должен постоянно меняться, работать над собой, обучаться, схватывать новые направления. Те изменения, которые были в 2021 году внесены в законодательное регулирование строительной отрасли, они беспрецедентны. Такого количества изменений не было за всю российскую историю, и они нацелены на то, чтобы упростить процессы взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами и застройщиками. Все эти процессы направлены на то, чтобы мы могли прогнозировать на 35 лет вперёд. Ну и большая наша проблема — это компетенции, в первую очередь в проектной части, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, это наше водоснабжение и водоотведение, очистные сооружения и так далее. В республике во всех городах недостроены очистные сооружения. Потрачено много времени, денег, но ни одно из тех очистных сооружений, которые финансировались, сегодня не работает. Это говорит не только о каких-то там хищениях и иных вещах, но и об отсутствии банальный компетенции для того, чтобы правильно составить исходную разрешительную документацию, сделать грамотный проект и правильно его реализовать. Когда это касается жилого дома, то здесь как бы попроще, но когда это касается технически сложных проектов, здесь очень важно выбрать правильного проектировщика, подготовить исходно-разрешительные документы, собрать проект. В этих направлениях мы будем развиваться. Это и консолидация строительной отрасли, и открытость министерства, как ведомства, должно подсказывать застройщикам, какие новые изменения в законодательстве произошли, какие у них появились новые возможности, как они должны адаптироваться под те или иные требования в части взаимодействия с муниципалитетами. Это должна быть не борьба за функцию заказчика, а взаимодействие, нацеленное на общий результат. Поэтому менять нужно многое, начнём с маленьких шагов и надеюсь, что придём к тем результатам, которых ожидают от нас жители республики.

Статьи из «Строительство»

Снести, нельзя оставить!

61
Еще вчера это был ценный коммерческий актив, который сулил его владельцу немалую прибыль. Но...

Всё выше и выше. Но медленнее. С чем связаны низкие темпы строительства в республике

22
Дагестан занимает последнее место среди российских регионов по...

Реновация как ответ на хаос самостроя

48
Стремительный строительный бум в Дагестане...

Укушенный змеёй боится верёвки

76
Такая вот у нас китайская рефлексия к инициативам,...

Дагестан строящийся и хаотичный

178
На очередном антикоррупционном форуме, а до этого в Общественной палате РД между коллегами во главе с председателем Азизбеком...

Коррупция – тормоз строительства

78
Ассоциация СРО «Гильдия строителей СКФО» – крупнейшее...

При взаимодействии с властью

29
Под занавес уходящего года принято подводить итоги и...

Квадратный метр: вниз или вверх

18
Сфера жилищного строительства, пожалуй, ключевая в...

Самострой продолжается…

75
В материале «Мораторий на апартаменты, или К чему нам дома без коммуналки?» мы писали о...

Проект незаконный, но продолжаем строить

80
«…Хоть трава не расти» – так называлась...

7 часов назад