Инфляция. До и после
На фоне нестабильности мировой экономики и возросших рисков для отечественной снижение инфляции в стране – фактор определенно позитивный. Как сообщает Центральный Банк РФ, в СКФО снижение инфляции достигло многогодовых минимумов. В октябре 2017 года годовая инфляция в СКФО снизилась по сравнению с сентябрем 2017 года с 2,9% до 2,6%.
Инфляция в СКФО в октябре 2017 года продолжала оставаться ниже, чем в целом по России, преимущественно за счет низких темпов роста цен на продовольственные товары. В группе продовольственных товаров отмечено замедление годовых темпов роста цен на сливочное масло, молоко и молочную продукцию. Не растут стремительно цены на рыбопродукты, чай, кофе, картофель, изделия мучные, кондитерские, маргарин. Также, по данным Банка, наблюдается снижение цен на овощи, фрукты и цитрусовые, макаронные и крупяные изделия, сахар, яйца, муку, масло подсолнечное, шоколад.
Непродовольственная инфляция замедлилась с 4,4% в сентябре до 4,1% в октябре. Среди непродовольственных товаров замедление темпов роста цен характерно для одежды, инструментов и оборудования, легковых автомобилей, парфюмерно-косметических товаров, топлива моторного, электротоваров и других бытовых приборов, печатных изданий, ювелирных изделий. Кроме того, в октябре 2017 года сократились цены по таким группам, как велосипеды и мотоциклы, моющие и чистящие средства, телерадиотовары, персональные компьютеры, средства связи и медицинские товары.
На фоне снижения инфляции в СКФО снизились инфляционные ожидания предприятий реального сектора. При этом в среднесрочной перспективе сохраняется тенденция к дальнейшему снижению инфляционных ожиданий.
Для населения, потребителей, это, конечно, хорошо. Да, в стране упали и реальные доходы работающих граждан, однако то, что цены на продукты в магазинах практически заморожены, этот негатив отчасти нивелирует. Примечательно, что и пенсии в России в этом году обогнали доходы работающего населения. Это констатирует Счетная палата РФ. Согласно данным Палаты, прирост реальных пенсий за период с января по сентябрь оказался выше инфляции. Таким образом, Счетная палата пришла к выводу, что в этом году пенсионеры стали единственной социальной группой, чьи доходы росли. Ну что же, и это неплохо.
Столь существенное снижение инфляции последних месяцев для нашей страны – определенно явление новое. Мы больше знакомы с галопирующей инфляцией 90-х годов. В нынешней кризисной ситуации снижения темпов роста ВВП подобных скачек, по-видимому, не будет. Это определенно что-то новое в экономике России. Того и гляди и до дефляционных проявлений доживем. Это когда, как при Сталине в послевоенном СССР, ежеквартально дешевели хлеб, одежда и прочие товары.
Впрочем, вряд ли, – система экономики ныне иная. Вместе с замораживанием инфляции в настоящем в неком оцепенении находится и бизнес. Нестандартность ситуации настораживает и пугает. По этому поводу ясность вносят комментарии министра экономического развития РФ Максима Орешкина, опубликованные РБК. «Переход к низкой инфляции – «точка запуска» нового кредитного цикла, но и важно не повторить ошибок 2011–2012 годов, когда кредитная экспансия практически вся ушла в необеспеченное потребление. Многие недооценивают плюсы от низкой инфляции и обращают внимание на «краткосрочные негативные последствия», а именно на проблемы бизнес-моделей, которые «прятали свою неэффективность за высокой инфляцией», – отметил Орешкин.
Ну что ж, похоже, будущее вновь испытывает нас на прочность, хорошо, если не в качестве заемщиков потребительского кредитования. Стабильно низкий уровень инфляции может породить также условия для кредитования бизнеса «длинными деньгами». И если в достатке будут и остальные составляющие здоровой экономики, необходимые сегодня реальному сектору отрасли, – вырастет производство. Хорошо бы.