Кто заплатит за мусор?
Мы часто возмущаемся, видя кучи мусора или потоки жидкости неизвестного происхождения, льющиеся по обочинам дорог или заливающие наши дворы. Коммунальщики делают многое, но как быть с теми, кто выбрасывает бытовые отходы и строительный мусор где попало, выводит канализационные трубы в КОР или в море? Какие возможности в этом плане есть у администраций городов и районов, чтобы действенно повлиять и в особых случаях наказать рублем нарушителя?
Если обратиться к мировому опыту, то, к примеру, в Сингапуре введена штрафная система, которая заставила граждан сто раз подумать, прежде чем выбросить мусор из своего авто. Камеры видеонаблюдения определяют номер машины, и через местную полицию выставят штраф за загрязнение окружающей среды ее хозяину.
А что же у нас? Недавно, участвуя в собрании депутатов Советского района города Махачкалы, выяснил, что никаких штрафов, выписанных внутригородскими администрациями в отношении тех, кто загрязняет окружающую среду, не предусмотрено. Все полномочия по данному вопросу с сентября этого года переданы Роспотребнадзору по РД, что отчасти оправданно. Примечательно, что ведомство будет руководствоваться статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами». Обычно штрафы варьируются от 20 тыс. до 200 тысяч рублей, предусмотрены и особые нормы, вплоть до уголовной ответственности.
Но в этой самой статье сказано, что штрафные санкции могут применяться только тогда, когда доказано, что по причине несанкционированных свалок мусора или текущей канализации зарегистрированы отравления людей или другие случаи, несущие опасность для жизни. То есть если никто не пострадал, то и наказывать некого.
Причем в основном меры предусмотрены по отношению к юридическим лицам, к которым будет применена та или иная мера только после рассмотрения произошедшего комиссией. Это означает, что наказывать будут не конкретного гражданина, нарушающего экологическую обстановку, а администрацию города или района, на территории которой обнаружены мусор или канализационные стоки.
Выходит, если гора мусора портит картину только визуально, то никаких мер, кроме как увещевания через социальную рекламу, не предусмотрено. Более того, администрация муниципальных образований – самая близкая к народу власть – не может никак воздействовать штрафом на нарушителя, несмотря на справедливые жалобы граждан по поводу грязи на улицах.
Населению предлагают длинную и запутанную цепочку бюрократизма: надо написать жалобу в Роспотребнадзор, который создаст выездную комиссию, напишет основание и при доказательстве угрозы для здоровья выпишет штраф администрации района или местному ЖЭУ.
Хотя согласно ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сбор, вывоз и утилизация отходов входят в перечень полномочий глав муниципальных образований. Однако в Дагестане этого полномочия у районных и городских администраций нет.
Комментируя эту проблему, начальник финансово-экономического управления администрации Советского района Махачкалы Феликс Джамалов обратил внимание, что отмена статьи 3.6 Административного кодекса РД Народным Собранием республики по инициативе прокуратуры объясняется дублированием полномочий местной администрации и Роспотребнадзора. «Однако если более внимательно рассмотреть, за что именно штрафуют, то становится ясно, что, например, за строительный мусор или любые несанкционированные свалки Роспотребнадзор штрафовать без доказательства нанесения вреда здоровью граждан не сможет, а у администрации на это теперь нет полномочий, чтобы наказать нарушителя», – сказал по этому поводу Джамалов.
А какие полномочия есть у участковых? Отвечая на этот вопрос, собеседник констатирует, что согласно приказу МВД РФ № 1166 от 31.12.2012 года в обязанности участкового входит следить за порядком на вверенной территории, но он также должен будет заявить о несанкционированных свалках в Роспотребнадзор. Оштрафовать нарушителя участковый тоже не может, у него нет на это полномочий.
К сведению сказать, у Роспотребнадзора небольшой штат сотрудников, которые в принципе не успеют охватить даже один район Махачкалы, чтобы проверить сообщения об антисанитарии. Структура реагирует лишь на обращения граждан, да и то не успевает.
Возможно, стоит пересмотреть на сессии НС РД это недоразумение и восстановить указанную выше статью или предложить какое-нибудь другое законное полномочие муниципалитетам воздействовать на граждан, не соблюдающих чистоту. Ведь дожидаться пока впоследствии будет нанесен ущерб здоровью, а потом еще и доказать это документально… Очень сложная процедура, с которой пострадавший вряд ли станет связываться.