Куда «сбежала» электричка?

Для жителей городов Кизилюрта, Хасавюрта, Дербента и многих сел удобным транспортом были электропоезда «Махачкала–Хасавюрт», «Махачкала-Дербент». В народе их называли «рабочими». На них постоянно ездили и студенты, и служащие, и инвалиды, одним словом, простой люд, так как они были удобны, и проезд обходился значительно дешевле, чем в маршрутке.
Я говорю в прошедшем времени, поскольку с начала лета текущего года эти электрички отменили. А ведь это был единственный доступный транспорт для незащищенных слоев населения. Остались не у дел и торговцы, которые возили фрукты-овощи на поезде из Юждага и Хасавюртовского района в столицу республики, и садоводы, продающие свою продукцию в Дербенте.
— Раньше электропоездом было удобно добираться после работы из Махачкалы домой, а теперь это стало настоящей проблемой для жителей Хасавюрта, Дербента, Кизилюрта и других населенных пунктов. Многие работают в столице республики, еще больше тех, кто торгует, учится там. Теперь же они лишены возможности пользоваться поездом. Сначала отменили вечерний рейс якобы из-за угрозы терактов на железной дороге, а теперь и дневной, — сокрушается хасавюртовец Магомед Гамзатов.
— Это настоящая трагедия для простых горожан, — подключается к беседе возмущенная Патимат Мамаева из Дербента. — Железная дорога для нас – единственная доступная связь с миром. Мы не можем себе позволить более дорогой транспорт. У меня два сына-студента. Началась учеба, сентябрь в разгаре. Что нам делать?
Обеспокоенность этим вопросом проявили члены правления ДРОО «Поддержка курса Главы РД». Во главе с председателем этого движения Ахмедом Абдуразаковым они пришли в редакцию «Дагправды» с просьбой озвучить эту проблему. По их словам, дело набирает серьезный оборот, поскольку постоянные пользователи электрички, лишенные доступного вида транспорта, готовы выйти на митинг.
— Чиновники ссылаются на дотационность и нехватку денег, на нерентабельность и т.д., однако это отговорки, — заявили активисты. — Проблемы начались еще полтора года назад, когда изменили расписание электричек. Оно стало невыгодно и студентам, и рабочим. А сейчас их и вовсе отменили. Мы собрали голоса возмущенных дагестанцев (10 тысяч) и собираемся встретиться с Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. Люди ждут позитивных изменений, перемен в лучшую сторону.
В чем же кроется причина отмены электрички? Как сообщили в Минтранспорта республики, договор на осуществление перевозок в этом году не подписан, потому что пригородная компания и наша Республиканская служба по тарифам не могут прийти к общему мнению относительно тарифа и размера компенсации.
«На 2014 год Республиканская служба по тарифам (РСТ) рассчитала экономически обоснованный тариф, который составляет 19,9 миллиона рублей. Эти средства у нас в бюджете республики заложены. В свою очередь перевозчик (ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» находится в Ростове-на-Дону) не согласился с заключением нашей РСТ. По его мнению, расчет занижен. В этой связи ОАО «СКППК» обратилось в Федеральную службу по тарифам с просьбой рассмотреть правильность расчета», — заявил начальник отдела авиационного, железнодорожного и морского транспорта Касум Магомедов.
В РСТ в свою очередь считают, что пригородная компания необоснованно завышает требования по компенсации своих расходов.
— Наш расчет — это решение легитимное, основанное на экономических расчетах, и до сих пор никем не оспорено. Мы понимаем социальную значимость пригородного сообщения, но должны соблюдать баланс интересов потребителя, бизнеса и государства. Пригородная компания должна сама доказать экономическую обоснованность своего проекта договора либо жить по средствам. Они не должны были прекращать пригородное сообщение, — сказал первый заместитель руководителя РСТ Марат Мамаев.
Как объяснили в РСТ, еще в 2010 году социально ориентированный тариф на перевозки пассажиров был установлен на уровне 8 рублей на 10 км. А экономическая обоснованность тарифа по их расчетам – около 16 рублей. А ОАО «СКППК» указывает на экономическую обоснованность тарифа в размере 51,76 рубля. Эту разницу должен покрыть региональный бюджет. Ситуация в тупике.
У ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» своя правда.
— Нас выставляют в роли каких-то рэкетиров, хотя есть ставки РЖД, которые действуют по всей России, — сокрушается директор Махачкалинского филиала ведомства Сергей Середин. — Республиканская служба по тарифам выставила расчет, сниженный в три раза. Мы просили Федеральную службу по тарифам сделать перерасчет, но нам отказали. В связи с реформой РЖД пригородное сообщение перешло в ведение субъектов, местные власти сами определяют, сколько им нужно электричек. То есть они диктуют заказ и оплачивают его. Ведь этот транспорт никогда не был и не будет прибыльным. Основная часть наших пассажиров – льготники: студенты, школьники, пенсионеры, инвалиды, железнодорожники. По нашим расчетам, годовая сумма оплаты пригородных перевозок восемью парами поездов 4-вагонной компоновки с сегодняшним объемом перевозок — это порядка 64 миллиона рублей.
Дотационная республика не может оплачивать поезда. Те 30 миллионов рублей, что были прежде заложены в бюджет из Федерального центра, ежегодно снижают, и в итоге дошли до 20 миллионов. Этой суммы нам хватает только на несколько месяцев работы, утверждает директор филиала. По его словам, представители ОАО «СКППК» неоднократно предлагали увеличить пассажирооборот, однако их так и не услышали.
Пакет документов, поданный еще в прошлом году в Федеральную службу по тарифам, был рассмотрен на днях. В итоге ФСТ, выступавшая в роли Третейского суда, не утвердила требования ОАО «СКППК», а расчет РСТ не был подвергнут сомнению. Республиканской тарифной службе указали пересмотреть документы за этот год и учесть недочеты на 2015. Это значит, бюрократические проволочки затянутся еще надолго. На прямой вопрос: когда же наконец будет возобновлено пригородное сообщение, никто так и не дал вразумительного ответа.
Р. S. Интересны ли народу межведомственные распри, споры, непрозрачные счета? Думаю, нет. Ему нужен результат. Пока чиновники выясняют между собой отношения, люди страдают. Хотя что тут удивительного? Разве могут понять проблемы простых горожан те, кто сами передвигается исключительно на иномарках, а электрички, да и вообще общественный транспорт видят разве что в дурном сне. Встает резонный вопрос: а для чего мы платим налоги? Чтобы содержать людей, которые используют нас же как инструмент финансовой выгоды?
Статьи из «Экономика»
Идеи и воплощения

Четверо смелых

Всё ещё в «тени»

Без неприятных сюрпризов

Платите, как удобно

Продолжение преследует

Заплати налоги!

Майнинг пошёл на спад

Арены труда и урожая

Новые горизонты

Возрождение индустрии

Социальная газификация
