Малая часть большой работы
Общая стоимость прорывных проектов, реализуемых в стране, составит около 1,7 трлн рублей. Их реализация позволит создать порядка 80 тыс. новых рабочих мест.
Такие цифры привёл в апреле прошлого года заместитель Председателя Правительства РФ Александ Новак на совещании, посвященном реализации прорывных проектов в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
«Наша экономика испытывает проверку на прочность. Для противодействия негативным влияниям объединились все участники процесса – Правительство России, регионы СКФО, полпредство и бизнес. Ключевая задача – понять, где требуется помощь и перенастройка существующих механизмов», – отметил на совещании Александр Новак.
На том совещании Глава Дагестана Сергей Меликов рассказал, что в республике реализуются 5 «прорывных» инвестиционных проектов общей стоимостью почти 335 млрд рублей. Это «Развитие каспийского кластера», «Развитие плодоовощного кластера в Южном Дагестане», «Реализация стратегического проекта «Город обувщиков», «Развитие стекольного промышленного кластера» и «Второй этап реконструкции аэропорта «Махачкала».
Что изменилось за прошедший год, что уже сделано? Тут надо сказать, что анализ ситуации с реализацией проектов подсказал, что некоторые из них нужно усовершенствовать. В реализации проекта «Развитие плодоовощного кластера в Южном Дагестане» необходимо было предусмотреть проекты по переработке сельхозпродукции, ориентируясь на потенциал не только южной зоны республики.
Кроме того, с учетом приоритетности направления развития садоводства и виноградарства возникла необходимость создания своего питомника по выращиванию саженцев плодовых культур, винограда и т. д. Ежегодно в республике высаживается около 1000 га садов и виноградников, потребность в посадочном материале составляет не менее 1 млн штук саженцев.
И сейчас проект называется «Развитие плодоовощного кластера в Дагестане». Это логично, поскольку кластер – это объединение нескольких однородных элементов, производств. И тут нельзя выделять какие–то производства лишь части республики.
О том, что сделано в рамках реализации этого проекта, на недавнем совещании, прошедшем под руководством Председателя Правительства Абдулмуслима Абдулмуслимова, рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия РД Мухтарбий Аджеков. По его словам, в рамках мероприятий проекта ООО «Полоса» в Сулейман-Стальском районе заложило 600 га интенсивных и суперинтенсивных садов. Также создан крупнейший в Европе сад фундука на площади 2,2 тыс. га, создан питомник фундука на площади 40 га. ООО «Полоса» строит плодохранилище общей мощностью 50 тыс. тонн единовременного хранения. На первой очереди хранилища мощностью 12,5 тыс. тонн завершены работы нулевого цикла, ведется монтаж конструкций каркаса.
В Дербентском районе ООО «Анжелина» занимается закладкой интенсивных и суперинтенсивных садов яблони и сливы на площади 100 га. По итогам 2023 года завершены работы на 85 га. В проект вложено более 197 млн рублей, создано 55 рабочих мест, включая сезонных и временных. В планах у «Анжелины» – строительство хранилища плодов общей мощностью 8,8 тыс. тонн. Проекту оказана господдержка в виде возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Это лишь малая часть той большой работы, которая проводится для того, чтобы вернуть республике былую славу по выращиванию и переработке плодоовощной продукции.
Нужда в усовершенствовании возникла и для другого проекта – «Второй этап реконструкции аэропорта «Махачкала». Сейчас реконструкция аэропорта осуществляется в рамках прорывного проекта «Развитие транспортно-логистического кластера Республики Дагестан». Необходимость расширения и реконструкции аэропорта диктуется ростом пассажиропотока. В то же время в транспортно-логистическом комплексе республики немаловажную роль играет Махачкалинский морской торговый порт, развитие которого обеспечит значительные объемы налоговых поступлений. Предлагается рассматривать морской порт как нефтегавань, сухогрузную гавань, создать условия для контейнерных перевозок, развития мощностей по приему и переработке рыбы; предусмотреть создание современного морского пункта пропуска по прохождению таможенных процедур. Для того чтобы порт работал в полную нагрузку, предполагается расширить подъездную автомобильную дорогу.
В состав данного прорывного проекта также входят работы, связанные с развитием железной дороги, расширением и реконструкцией федеральной дороги «Кавказ» на всем протяжении по территории республики со строительством объездов городов Хасавюрта, Дербента, Махачкалы.
Никому не секрет, что стоимость произведённой продукции заметно возрастает, если её красиво упаковать, придать товарный вид. А в каком виде сейчас та же сельхозпродукция, выращенная в республике, попадает к потребителю? Она даже не сортируется ни по размерам плодов, ни по их цвету, не говоря об упаковке. Вот потому Глава республики в рамках проекта предложил построить оптово-логистические центры не только для хранения, но и для предпродажной подготовки и фасовки товаров.
Понятно, что реализация таких масштабных проектов требует немало не только времени, но и финансовых и материальных ресурсов. Но темпы их реализации вселяют уверенность в том, что они не останутся на бумаге.