Маршрут перестроен. Спрашивается: зачем?
Каждое повышение стоимости проезда в общественном транспорте Махачкалы сопровождается благими намерениями. Как правило, речь идёт о заботе о пассажирах и повышении качества обслуживания. На деле всё ровно наоборот: забитые до отказа новые маршрутки комфортными нельзя назвать даже с большой натяжкой, а пути их следования и интервал вызывают откровенное негодование у горожан.
За последний месяц на официальной станице махачкалинского мэра в Инстаграме жалобы на изменения в маршрутах общественного транспорта и длительные ожидания, тянущиеся порой по часу, стали конкурировать даже с регулярными отключениями электричества и водоснабжения в подготовившейся к зиме столице. «Ответьте, где маршрутки в городе и почему они едут все забитые в час по чайной ложке? Разберитесь уже с этой проблемой». «Почему 64-й автобус приходится ждать часами? Это в посёлке Семендер». «Район газораспределительной станции, один маршрут №33а на весь район, ждём часами, особенно в выходные дни». «Какой толк в ваших «ковидных каникулах» и QR-кодах, если все маршрутки битком набиты? Никакой социальной дистанции и проверок на ношение масок».
Взять, например, хотя бы Редукторный посёлок города. Попасть отсюда, скажем, на улицу Мирзабекова (Орджоникидзе) без пересадок не получится. А с учётом повышения стоимости проезда ежедневные поездки для семьи хотя бы из трёх человек это уже 9720 рублей в месяц. Для среднестатистической дагестанской семьи сумма довольно значительная. Цена вопроса – пролонгация маршрута № 101а, следующего из Хушета на махачкалинский вокзал, или разработка нового. Но, судя по всему, в управлении транспорта города не видят целесообразности в снижении трат махачкалинцев на услуги общественного транспорта.
Из того же Редукторного посёлка попасть на южную автостанцию можно только на маршрутке № 12а, которая уже на конечной в Турали забита до отказа. И в этом случае добираться в южную часть города тоже приходится с пересадками. Несложно решить и эту проблему, также создав новый маршрут с большим количеством вариантов следования: от проспекта Петра Первого к проспекту Шамиля (или улице Гагарина, или через Новый Кяхулай) с выездом на проспект Амет-Хана Султана. Но выходит, что маршруты в городе формируются с учётом интересов транспортных компаний, но никак не пожеланий пассажиров.
Ждать, пока городской чиновник или депутат на собственной шкуре испытает все прелести поездки на работу в маршрутке, не вариант. Из года в год за отсутствие безопасности и комфорта пассажирам приходится платить всё больше
Схожая ситуация с маршрутом № 63: на этом маршруте водители вообще работают по настроению. Линия «Редукторный – улица М. Гаджиева» безальтернативная. Но в будние дни уже ближе к 17 часам водители на неё не выходят, в выходные – как карта ляжет, при этом интервал движения просто огромный.
Не в последнюю очередь омрачает отсутствие предупреждений горожан об изменениях в маршруте следования общественного транспорта. Причём в администрации города об этом тоже не осведомлены. Так, автобусы № 44а перестали ездить по проспекту Петра Первого, разворачиваясь на кольцевой развязке в районе «Издательства», отсюда следуя в обратном направлении. С просьбой прояснить ситуацию махачкалинцы обращаются на страницу градоначальника. «Изменений в схему маршрута не вносилось. Данный маршрут работает в штатном режиме», – отвечают в управлении транспорта Махачкалы. Какие комментарии следуют за этим ответом, лучше не говорить. Люди абсолютно справедливо возмущены неосведомлённостью сотрудников администрации в вопросах, за которые они непосредственно отвечают.
Пассажиры «метанов» довольно ощутимо экономили на поездках, чего их теперь лишили. Складывается впечатление, что неопределённые лица осознанно создают ситуацию, при которой альтернатива повышенной оплате в 27 рублей попросту перестанет существовать. А предупредить горожан об изменении маршрута никто и не подумал – много чести. То же самое произошло и с перестроением линии 45-й маршрутки, когда целый микрорайон вынужден добираться до ближайшей остановки, преодолевая расстояние в полкилометра. Целесообразность такой задумки вообще сложно разгадать, если не сказать больше. Но заботой о пассажирах её явно не назовёшь.
И понятно, что ждать, пока городской чиновник или депутат на собственной шкуре испытает все прелести поездки на работу в маршрутке, не вариант. Поутихли ценовые страсти, и нормально. А придётся снова взвинтить цену – оправдаем очередными запланированными безопасностью и комфортом. Только из года в год за их полное отсутствие пассажирам приходится платить всё больше и больше.
Рынок внутригородских махачкалинских перевозок, представленный частным бизнесом, вышел из-под контроля. Но оправдывая рост тарифов на проезд необходимостью платить налоги, перевозчики никак не учитывают интересы пассажиров – тех людей, из кошелька которых они эти самые налоги и платят, за чей счёт зарабатывают.