Мурад Далгатов, открывая его, отметил впечатляющие достижения региона: «Дагестан в последние годы удерживает лидерство в СКФО по обороту общественного питания. За четыре месяца этого года оборот общепита у нас (36,9 млрд руб.) превысил аналогичное значение Ставропольского края (21,9 млрд руб.) более чем в 1,5 раза».
Однако эта статистика имеет и обратную сторону. При том, что в нашем регионе действуют почти 2,4 тысячи предприятий общепита (на тысячу меньше, чем в Ставропольском крае), их оборот значительно выше. «У нас предпринимателей в данной сфере в 1,5 раза меньше, а оборот в 1,5 раза больше», – подчеркнул Далгатов, указав на существенную долю неофициальной выручки. Проблема усугубляется тем, что, по данным налоговой службы, на один ресторан в среднем приходится менее одного оформленного работника, что явно свидетельствует о массовой нелегальной занятости.
Напомнил он и о недавнем тезисе из Послания Главы республики парламенту о том, что в дальнейшем налоговыми льготами по упрощённой системе смогут пользоваться только те предприниматели, кто надлежащим образом оформляет трудовые отношения со своими сотрудниками и платит достойную «белую» заработную плату.
В ходе обсуждения было немало интересных выступлений. Так, руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Хаджимурад Исрапилов подробно остановился на доступных мерах поддержки малого и среднего бизнеса и работе региональных институтов развития, а представитель УФНС России по РД Мурад Шабанов представил отраслевой проект «Общественное питание».
В развернувшейся активной дискуссии выявилась одна из ключевых проблем предпринимательства в Дагестане – ее неравная конкуренция с нелегальным бизнесом. «Мы ведём бизнес открыто, платим налоги, соблюдаем требования, но именно к нам приходят с проверками, тогда как те, кто работает в тени, часто остаются вне поля зрения. Это создаёт неравные условия», – подчеркнула руководитель Общественной приёмной Уполномоченного, представитель «Деловой России» Джамиля Мелесова.
С проблемой согласились и представители контрольно-надзорных органов. Парадокс ситуации в том, что «теневой бизнес» выявить и проверить непросто, а вот легальный, напротив. Мурад Шабанов по этому поводу предложил совместно бороться с подобным явлением, заверив, что налоговая служба готова к тесному сотрудничеству с общественностью и потребителями.
И все же семинар, организованный Уполномоченным по защите прав предпринимателей в РД, больше акцентировал внимание на разъяснения существующего законодательства в сфере общепита. В частности, в области охраны труда. Так, Рамазан Гаджимурадов из Государственной инспекции труда подчеркнул обязательность обучения сотрудников общепита охране труда и предложил работодателям воспользоваться онлайн-сервисом самопроверки на сайте Роструда для профилактики нарушений.
Важно для сферы общественного питания и соблюдение правил санитарии. Айсет Ахадова из Управления Роспотребнадзора по РД акцентировала внимание на необходимости проверки сопроводительных документов при приёмке продукции. Она отметила, что большинство серьёзных нарушений выявляется при расследовании отравлений, и чаще всего они фиксируются в производственных помещениях, а не в залах обслуживания.
Региональный представитель системы цифровой маркировки «Честный знак» Ахмед Магомедов рассказал о механизмах обязательной маркировки и подчеркнул готовность оказывать всестороннюю помощь предпринимателям в вопросах легализации и соблюдения требований этой системы.
Признание проблемы неравной конкуренции между легальным и теневым бизнесом – уже хорошо, это шаг вперед. Готовность налоговой службы к тесному сотрудничеству с общественностью также дорогого стоит. Конечно, такая работа, если ее вести целенаправленно, принесёт свои плоды: не только ожидаемый рост налоговых поступлений, но и, что не менее важно, создание устойчивой, ответственной и по-настоящему конкурентоспособной сферы общественного питания. Ведь когда правила игры едины для всех, выигрывают не только государство и добросовестные предприниматели, но и, главное, потребители, получающие качественные услуги.