«Мусорная реформа»: цена вопроса
Очевидно, что проводимая в настоящем «мусорная реформа», предусматривающая новый порядок утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), была неизбежна. В стране накопилось более 30 миллиардов тонн ТБО, лишь 10% перерабатывается. В Дагестане цифры по переработке вообще отсутствуют. О необходимости строительства мусороперерабатывающего предприятия в республике сказано много, и, похоже, лишь в рамках данной реформы намерения эти будут реализованы.
Между тем мусор на полигонах таит серьезные экологические угрозы, и хорошо, что государство наконец приступило к разрешению этой проблемы. Одобрение реформы среди населения, в том числе и в Дагестане, есть, только вот цена вопроса не всех устраивает. В Интернете по этому поводу масса комментариев. Люди недоумевают, почему цена на услуги вывоза мусора подскочила? Кто и как формирует цены на эти услуги? Рассказать об этом мы попросили специалистов Минприроды РД.
Ответ на запрос «ДП» получила. Но прежде стоит пояснить: если раньше вывоз и утилизация твердых бытовых отходов были жилищной услугой и тарифы на нее устанавливали ТСЖ или управляющие компании, то с 1 января 2019 года переработка твердых коммунальных отходов стала коммунальной услугой, тарифы на которую регулирует государство. Также эта услуга выделена отдельной строкой в ежемесячных платежах, как за отопление или газоснабжение.
Как пояснили нашему изданию в пресс-службе Минприроды РД, до перехода на новую систему обращения с отходами вся эта работа организовывалась органами местного самоуправления. Эти полномочия были определены законодательством РФ и РД, и для их реализации были даны соответствующие инструменты:
— составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета;
— владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
— создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
— организация мероприятий по охране окружающей среды.
Оказание услуг по размещению отходов должно было осуществляться по возмездным договорам коммунальными предприятиями. Тарифы на сбор, транспортировку и утилизацию отходов должны были определяться с учетом необходимости получения прибыли предприятием, так как данная деятельность являлась коммерческой и осуществлялась за счет собственников отходов. При этом до декабря 2018 года тарифы на вывоз мусора для муниципальных предприятий, предоставляющих эту услугу, должны были утверждаться органами местного самоуправления.
Тариф на коммунальную услугу по вывозу отходов был впервые установлен в разрезе органов местного самоуправления республики постановлением Республиканской службы по тарифам РД (РСТ) с индексацией в 3-4% от ранее установленных в органах местного самоуправления. С этого момента появился установленный в соответствии с законодательством тариф на коммунальную услугу, тогда как ранее была только плата граждан за жилищную услугу.
Для лиц, которые пытаются манипулировать данными и подменять понятия, тут надо дать небольшое разъяснение. РСТ установила тарифы на услугу региональных операторов за 1 м3 твердых коммунальных отходов. Минприроды РД не устанавливало, сколько ТКО выбрасывает один житель, а лишь утвердило цифры образуемых отходов у различных категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц.
До изменений законодательства в сфере обращения с отходами органы местного самоуправления самостоятельно утверждали нормативы накопления твердых бытовых (на тот период) отходов. При этом инструментальное, техническое либо иное обоснование утвержденных нормативов не применялось.
Приказом Минприроды РД от 6 декабря 2016 года № 469 были утверждены временные нормативы накопления ТКО, за основу которых были взяты нормативы, действующие на территориях муниципальных образований республики в 2016 году.
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлены правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно которым замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
В 2018 г. в соответствии с государственным контрактом №5/ОК-1/2018 от 19 марта 2018 г. специалистами Волгоградского государственного технического университета были выполнены научно-исследовательские работы для определения нормативов накопления ТКО на территории Дагестана в соответствии с существующими требованиями.
В пресс-службе ведомства также добавили, что полномочия привлекать операторов по обращению с ТКО Минприроды РД получило в результате принятия следующих нормативно-правовых актов: Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона РД от 4 декабря 2008 года № 58 «Об отходах производства и потребления в Республике Дагестан»; постановления Правительства РД от 22 апреля 2016 года № 103 «О вопросах Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан».