Не праздничные эмоции
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в этом году выпал на последнее воскресенье октября. Праздник, конечно, прекрасный повод для поздравлений. Наши наилучшие пожелания истинным профессионалам отрасли. Однако, признаться, эмоции от словосочетания «общественный транспорт» у нас, пассажиров, в основном негативные.
Каждый день для рядового гражданина начинается с дороги. В этом отношении водитель маршрутки, городского автобуса или троллейбуса – человек, который задаёт тон и настроение всему предстоящему рабочему дню. А какое тут настроение, если с самого утра они тебе нахамили, если прокатили в набитой, как сельдь в бочке, грязной маршрутке, или того хуже, когда из-за разгильдяйства водителей ты периодически рискуешь опоздать на работу?
Увы, но картина с общественным транспортом на самом деле куда более неприглядная. К слову, в Махачкале она не выдерживает никакой критики. В летний период, когда столица Дагестана наводнена потоками туристов, горожанам явно приходится потесниться. В тесноте да не в обиде, как говорится, но помимо явных неудобств такая ситуация не прибавляет позитива туристическому имиджу нашей столицы.
Рассказы гостей о грязных пляжах, о забитых людьми душных салонах общественного транспорта того и гляди станут титульной страницей визитной карточки Махачкалы. Определённо, ситуацию нужно выправлять и наряду с новыми туристическими отелями, парками и скверами необходимо обновлять парк общественного транспорта. С этим выводом, кстати, никто не спорит.
Но, как всегда, в подобных историях местные власти ссылаются на нехватку бюджетных возможностей. Не исключение и Махачкала, при том что город неоднократно получал федеральную помощь. Вспомним, к примеру, автобусы на метане. Увы, многообещающие перспективы, мечты о Wi-Fi в салоне разбилась о местные реалии.
При всей дешевизне газового топлива рентабельность этих машин подвергается сомнению. Автобусы периодически не на ходу, а водители, работающие сегодня на маршруте номер 44-а, судя по их агрессивной реакции на вопрос: до какого часа работает маршрут, вовсе не мотивированы на ударный труд.
В чем дело? Уже после семи часов вечера, а то и значительно раньше пустые автобусы, словно в издёвку толпам пассажиров на остановке у кинотеатра «Синема-холл», едут в накопитель, в свой парк (на фото). Для нас, жаждущих быстрее уехать, это что – демонстрация того, что денег у автопредприятия много и не надо особо трудиться?
Между тем Махачкала после семи вечера обретает второе дыхание: открыты кафе, рестораны, кинотеатры. И неудивительно, что столица утихает порой к полуночи, и то, что в эти оживленные часы общественный транспорт «спит», как минимум, странно.
Ссылки на отсутствие бюджетных средств, необходимых на обновление общественного транспорта, в число которого также входит маршрутное такси, неубедительны, судя по публичным высказываниям главы УФАС Дагестана Каира Бабаева. Дело в том, что в это ведомство обращаются водители, которым отказывают в участии в конкурсных процедурах на приобретение права работать на городских маршрутах общественного транспорта.
Каир Бабаев, основываясь на опыте других регионов страны, считает, что допуск на городские маршруты индивидуальных предпринимателей (ИП), то есть если разрешить им работать не в транспортной компании, а самостоятельно, позволил бы запустить процесс существенного обновления автопарка общественного транспорта столицы. Законодательство РФ это позволяет, однако в Дагестане до последнего дня это не практикуется.
Дело в том, что у местных властей есть вполне законные основания допускать к маршрутам ИП, прописав для них предварительно ряд требований, к примеру, иметь лишь новые микроавтобусы. При предприимчивости дагестанцев, демонстрирующих свою инвестиционную активность в торговой сфере, туриндустрии, во всём комплексе малого и среднего предпринимательства, это обстоятельство могло бы стать определяющим в деле обновления изношенного парка транспортных компаний Махачкалы. Мотивированные частники также внесли бы свою лепту в создание здоровой конкурентной среды в отрасли.
По словам Каира Бабаева, городские власти избегают возможности подобного. На одной из последних встреч с представителями республиканских СМИ он подтвердил неизменность позиции ведомства в защите права участия ИП в конкурсных процедурах на маршруты общественного транспорта. С его слов, в настоящем имеют силу действующие договоры города с существующими транспортными компаниями, а как сложится дело далее – покажет время.
Между тем сформировавшаяся в течение последних двух-трех десятилетий система общественного транспорта столицы, львиную долю которой составляют так называемые маршруточники, в последние годы трансформировалась лишь отчасти. Есть позитивные сдвиги. Отрасль наконец начала платить налоги в казну. Плюсом является и то, что в Дагестане растет количество общественного транспорта, оборудованного системой безналичной оплаты. В настоящее время 480 транспортных средств оснащены такой системой, заметим: в 2021 году их было всего 93 единицы. Рост, как видим, более чем в три раза.
Теперь появились и новые транспортные компании. Однако никто не отменил так называемый «путевой лист». Водители маршруток по-прежнему не имеют каких-либо приемлемых условий для своего нелегкого труда. Компании этими «пустяками» просто не заморачиваются.
Практически остается фикцией и медицинский контроль перед выходом на маршрут, не говоря о соблюдении требований в подборе персонала водителей. Невооружённым взглядом видно: многие машины на маршрутах уже давно исчерпали свой технический и моральный ресурс. Сюда, как говорится, идут на работу кому не лень. Общего реестра водителей здесь тоже нет. И если кого и уволят по причине хамства по отношению к пассажирам или по другой «мелочи», он без труда трудоустроится в другой компании.
Потому и эмоции у нас, пассажиров, не праздничные. С утра, как правило, в общественном транспорте их корректируют…