«Мою работу легкой не назовешь»


В Махачкале с ее количеством машин и хаотичным, часто нарушающим правила ПДД движением, даже на легковой машине сложно ездить, не говоря уже о троллейбусе. Тем более бывает удивительно, когда такой махиной управляет хрупкая женщина и делает это виртуозно. Марипат Рашидова, работающая на маршруте №3, который начинается на Северной автостанции и заканчивается в Каспийске, рассказывает, как пришла в профессию, и поделилась секретами вождения.
– Как вы стали водителем троллейбуса?
– Мне с детства нравилось ездить на автобусах и еще больше на троллейбусах, но о том, чтобы самой водить эти большие машины, даже не задумывалась. Муж, дети, семейная круговерть – было вообще не до работы. Со временем дети подросли, и я пошла работать в школу. Однажды зашла к соседке Салихат на чай и пожаловалась на маленькую зарплату, она предложила стать водителем троллейбуса. Сама же Салихат в этой профессии уже 40 лет. Кстати, ее дочь тоже в это время решила пойти по стопам матери, и мы вдвоем пошли учиться.
– Сколько нужно учиться?
– Шесть месяцев. Два месяца – теория и четыре – практика. У меня права на вождение легкового транспорта были, но учиться все равно пришлось. Потом сдаешь экзамены в самом троллейбусном управлении, а затем в ГИБДД, как и на легковую машину.
– Я проехал с вами в качестве пассажира и заметил, что нет кондуктора. Значит, вам приходится еще и общаться с большим количеством людей, у которых разное настроение.
– Я открытый, позитивный человек, и эта часть работы дается мне легче, чем лавирование в пробках в центре города. Но легкой мою работу все равно не назовешь. Не люблю себя хвалить, но за десять лет работы никаких конфликтов с пассажирами не было. Бывает, что человек в очень плохом настроении, где-то недружелюбно выражает недовольство, но я держу себя в рамках. Часто бывает: бабушки ездят за покупками и им просто в силу возраста, здоровья тяжело передвигаться, и я помогаю с посадкой или высадкой. Это вознаграждается благодарностью. Если меня долго нет на маршруте, отпуск или больничный, потом они меня с радостью встречают, интересуются делами. Очень приятно бывает. Можно с уверенностью сказать, что я люблю свою профессию. По-другому здесь работать невозможно. В моей группе, когда я начала учиться, было 19 человек. Часть отсеялась еще до окончания обучения, часть ушла в процессе работы, и на сегодня остались я и еще одна девушка.
– А как складываются ваши отношения с другими участниками движения?
– По-разному. Часто уступают дорогу, то ли потому, что я женщина, то ли потому что моя машина во много раз больше (улыбается). Но и я не создаю аварийных ситуаций, веду себя вежливо на дороге. Когда ты пропускаешь другого водителя, самой приятно бывает, а если человек еще и поблагодарил, помигав фарами, настроение улучшается. За десять лет работы была только одна мелкая авария с моим участием. Думаю, это хорошее подтверждение, что мое поведение на дороге верное. Больше всего проблем доставляли маршрутки. Они могли резко тормозить, подрезать, подолгу высаживать в неположенных местах пассажиров, в общем ездили, как хотели. ГИБДД наконец взялась за эту ситуацию, и пока успешно. Сейчас, как вы знаете, они останавливаются только на остановках. Конечно, появилась другая проблема, теперь на остановках бывают заторы, но это в разы лучше, чем тот хаос, который творился раньше. Кроме того, ужесточение контроля привело к небольшому увеличению пассажиров. Мы не останавливались в неположенных местах, а теперь все пассажиры собираются на остановках и чаще выбирают наш транспорт.
– Вы все время на этом маршруте?
– Работала на шестом, восьмом, двенадцатом маршрутах, а как только открыли этот, перевели на него. Больше всего мне запомнился шестой. Может, потому, что он был первым. А сейчас очень нравится третий. Он делится на три части: от Северной автостанции до Редукторного сложный участок, потом до Издательства – средний, а старая Каспийская трасса и сам Каспийск – самый спокойный отрезок.
– В вашем коллективе много женщин работает?
– Больше половины. Причем есть династии. У соседки Салихат, благодаря которой я и пришла в эту профессию, трое дочерей работали водителями троллейбуса. Первое время коллеги думали, что я ее четвертая дочь.
– Почему так сложилось, что в автобусах часто водителями работают мужчины, а на троллейбусах женщины, хотя габариты одни и те же?
– Там три педали, а у нас две (смеется). Я не могу объяснить, хотя этот вопрос слышала часто. Видимо, есть в троллейбусе что-то притягательное для женщин. Я, если честно, близко не знакома со спецификой вождения автобуса, но если в троллейбусе на маршруте случается серьезная поломка, мы не должны самостоятельно пытаться исправлять ее. Этим занимается специальная аварийная группа.
– Какой у вас график работы?
– С раннего утра и до вечера. Два дня работаю, два отдыхаю. Некоторые выбирают день через день. Лично мне такой график нравится, хотя за два рабочих дня и устаешь сильно.
Новости от партнеров
Статьи из «Общество»
Миллион бледных роз

Работа не будет формальной

Риторика перестройки

Освободивший Крым

«Я никогда не опускаю руки»

Высоты Сагида Абдуллаева

Мы работаем для вас

Мама, я тебя люблю

Как я спасла ребёнка
