Личный комфорт, стремление получить выгоду «здесь и сейчас», извлечь максимальную для себя пользу перевешивают моральные обязательства. Как результат, сервис, клиентоориентированность почти на нуле. При этом умудряются подчас еще и других «учить» жизни. Парадокс!
Недавно был случай. Прихожу на рынок, накупил продуктов больше запланированного, и наличные у меня закончились. Спрашиваю у продавца, можно ли перевести деньги на карту, а он в резкой форме, с осуждением бросает: «Как же вы, ребята, достали со своими переводами!..»
Ну, разве это нормально? Беспардонное поведение уже стало нормой? Или следует отнестись с пониманием, списав всё на необузданный дагестанский хасият?
Еще один свежий пример. У кассы в магазине детского питания протягиваю банковскую карту, а мне заявляют, что оплатить можно только наличными.
Пытаюсь возразить: «Но у вас ведь есть терминал…» — «Повторяю для слабослышащих – карту не принимаем! И перевода тоже нет!» – чуть ли не кричит кассирша.
На рынке грубит мужчина, который в отцы мне годится, в магазине хамит девушка. Опять же вопрос: как реагировать на подобные вещи?
У меня, впрочем, есть принцип: столкнулся с хамством либо обсчитали внаглую – стараюсь впредь обходить такие места стороной. Только самим торгашам, кажется, фиолетово на мои принципы, потому что у них и без того хватает клиентов и выручки. Было бы иначе – не вели бы себя так.
Эх, разбаловали мы их…
***
Свое нежелание принимать оплату безналом коммерсанты объясняют тем, что банк берет комиссию, блокирует карты за частые мелкие переводы. Словом, боятся потерять деньги/доступ к счёту (а может, не хотят светиться, выходить из «тени»?).
Хотя в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» есть соответствующая статья 16.1, в которой четко прописано, что бизнес должен принимать оплату разными способами – наличными деньгами и безналичным перечислением. То есть выбор формы расчета определяется потребителем.
К сведению покупателей: если магазины отказываются принимать оплату по безналу, то в ряде случаев можно пожаловаться в Роспотребнадзор.
«Такая форма обращения действительно есть, – поясняют в региональном надзорном ведомстве. – Правда, есть и некоторые нюансы. Предприниматели обязаны обеспечить потребителям возможность оплаты товаров или оказанных услуг как «из рук в руки», так и платежом банковской картой/банковским переводом, если их выручка за предшествующий календарный год превышает 20 млн руб. Если же выручка менее 5 млн рублей, то предприниматель освобождается от этой ответственности. За необеспечение возможности оплаты товаров предприниматели несут административную ответственность. В случае поступления обращений граждан в части несоблюдения их прав как потребителей при оплате товаров либо оказании услуг наличными/безналичными денежными средствами Роспотребнадзор проводит профилактические мероприятия, а именно объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Если подобные мероприятия не дают должного эффекта, то ведомство обращается с исковым заявлением в суд и через него обязывает нарушителя обеспечить потребителей соответствующими формами оплаты».
***
Конечно, по тем нескольким примерам, что я привел, нельзя судить в целом о состоянии нашего рынка безналичных платежей. Тем более эксперты указывают на то, что доля и значение таких расчётов постоянно растут, оборот же наличных денег постепенно отходит на второй план. Среди основных причин популярности безнала выделяют удобство, быстроту, возможность дистанционной оплаты. Однако существуют и ограничения: в некоторых отдаленных районах нет доступа к интернету или банковским услугам.
Напомним, у нас в республике Банк России совместно с региональными властями и платежной системой «Мир» реализует программу повышения доступности финансовых услуг, особенно в отдаленных населенных пунктах.
На 1 апреля 2025 года в Дагестане функционирует 17,7 тысячи терминалов и банкоматов (рост на 41 % за год), обеспечивая в среднем 5 устройств на тысячу жителей. Финансовые услуги предоставляют 90 банковских учреждений. Отмечается, что безналичная оплата проезда доступна в 81 % общественного транспорта в муниципалитетах, что значительно выше среднекраевого показателя СКФО (64 %), однако коэффициент финансовой доступности в Дагестане (61,6 из 100) пока ниже среднего по округу (75,6).
Ключевые задачи на ближайшее время: расширение инфраструктуры безналичных платежей в школьных столовых (текущий показатель – 2,9 %), на рынках и ярмарках (4,2 % оборудованных мест), а также в гостиницах, туристических объектах и государственных учреждениях. Планируется развитие альтернативных способов доступа к финансовым услугам: «наличные на кассе», оплата по QR-коду, увеличение числа удаленных точек обслуживания и расширение маршрутов мобильных офисов. Также рассматривается проведение совместных акций с платежной системой «Мир» для стимулирования безналичной оплаты проезда.
В общем, работа ведется. Теперь дело за малым – обуздать дагестанский хасият.