О стратегии развития Дагестана
Дагестан уже длительное время сталкивается с трудностями в социально-экономическом развитии. Активно обсуждаются их причины и пути выхода: кадровые решения, конкретные экономические проекты и инвестиции, борьба с коррупцией и другие.
В то же время стратегический подход к решению этой проблемы показывает, что для того, чтобы перейти от отдельных проектов к расширенному социально-экономическому развитию, которое только и может решить проблемы населения Дагестана, необходимо прежде всего осуществить реформирование самой модели и структуры управления.
Необходимость уточнения и корректировки стратегии развития связана, во-первых, с общероссийскими процессами: ужесточением бюджетного контроля, осознанием необходимости повышения производительности труда, а во-вторых, с процессами реформирования системы государственного управления, которые начались с назначением врио Главы Дагестана В.А. Васильева.
В чем же суть курса управления, реализуемого в настоящее время? Применяемое доселе централизованное вертикальное управление экономикой, природными и земельными ресурсами не исключает олигархическое развитие экономики республики. При этом муниципальные экономики, малое и среднее предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство остаются лишенными ресурсов и средств к развитию.
Между тем в силу исторических особенностей развития, недостаточной индустриализации, недофинансирования социально-экономической инфраструктуры в советский период и последующей угрозы в Дагестане, утраты управляемости в настоящий период крайне востребовано расширенное социально-экономическое развитие на местном уровне. Иначе говоря, востребована местная или «народная экономика». Очевидно, что республике нужны изменения в стратегии и политике экономического развития.
В статье Руслана Лугового в «Дагестанской правде» от 26 октября с.г., посвященной обсуждению нового вектора реформ в Дагестане, говорится о необходимости унифицированной системы государственного управления, единой для всей страны, с упором на развитие местного самоуправления. Способом достижения этого признается унитарная модель управления. Идея о необходимости перейти к унифицированной системе государственного управления, единой для всей страны, с упором на развитие местного самоуправления не вызывает возражений.
Однако в отношении унитарной модели управления возникают вопросы. История нашей страны показывает, что если Ленин достаточно широко использовал принцип национальной автономии при государственном строительстве, то начиная со Сталина и вплоть до перестройки 90-х годов в стране фактически реализовывалась унитарная модель управления. Спрашивается, почему эта модель, которая не сработала в в тот период, должна сработать сейчас, когда уровень самосознания и индивидуализации людей существенно возрос?
В этой связи предлагается рассмотреть современные инновационные технологии управления, которые бы соответствовали специфическим и сложным условиям общественного и экономического развития Дагестана.
Унифицированное управление, единообразно эффективно действующее на уровне Центра и периферии, может быть реализовано на основе универсальной модели управления.
Структурный элемент унитарной системы управления – административно-территориальная единица состоит из публичной администрации и множества объектов управления, не способных к саморазвитию, соответственно, расширенного развития на низовом уровне не происходит.
Структурный элемент универсальной системы управления – административно-территориальный кластер, состоящий из единой унифицированной публичной администрации и множества специфицированных внутренних окружных администраций. Таким образом, универсальная система управления – это сложная многоуровневая система управления, соединяющая в себе централизацию (унификацию) и сетевую организацию структурного элемента системы управления (спецификацию). Данная модель управления дает возможность совместить централизованное государственное управление и субсидиарное, децентрализованное управление на основе полноценного местного самоуправления, что и является условием расширенного социально-экономического развития.
Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие конкретные предложения по оптимизации системы государственного управления и местного самоуправления Республики Дагестан:
– развитие полноценного местного самоуправления на основе передачи муниципальных земельных, природных и иных ресурсов, избыточно находящихся в республиканской собственности, в местную собственность;
– смещение акцента от отраслевого принципа управления к территориальному на основе введения регионального (окружного) уровня управления;
– создание условий для национального единства Дагестана на основе перехода от национального квотирования к региональному представительству в органах государственной власти Дагестана.
Заметим, право органов местного самоуправления на административное управление «самостоятельно и под свою ответственность» закреплено в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан.
Кроме того, в связи со сложной структурой дагестанского общества – этнической, языковой, географической, транспортной и т.д. – эффективное социально-экономическое развитие, способное поднять уровень жизни населения, возможно только на основе полноценного местного самоуправления, т.е. управления местными ресурсами и хозяйственно-экономической деятельностью самими муниципальными образованиями.
Стремление перетянуть управление земельными, природными и бюджетными ресурсами на уровень руководителя республики противоречит российскому законодательству. В то же время не исключены факты коррупции со стороны глав муниципальных образований, которые зачастую используют конституционное право на самостоятельность местного самоуправления в своих узкокорыстных целях.
Поэтому в Дагестане остро стоит вопрос о правильном взаимодействии государственного управления и местного самоуправления как публичного управления, не входящего в систему органов государственной власти.
Мировой опыт стран с глубокими традициями местного самоуправления, в частности Германии, показывает, что условием правильного согласования государственного управления и местного самоуправления является институт муниципальных округов. Муниципальный округ является для государственного управления средством региональной спецификации управления, а для муниципальных образований – средством объединения управленческих и материальных ресурсов для решения общих задач.
Необходимость введения регионального (окружного) уровня управления в Дагестане в настоящее время признается практически всеми. Так, в настоящее время существуют территориальные округа, введённые Р.Г. Абдулатиповым: Северный, Центральный, Горный и Южный. Однако полноценных управленческих округов в настоящее время не существует, и принципы формирования округов, критерии определения их территорий и компетенций, порядок формирования администрации и т.д. остаются неясными.
Исходя из сказанного, мы можем сформулировать обоснованные принципы формирования регионального (окружного) уровня администрирования, которые должны иметь следующие полномочия:
– полномочия муниципального округа или полномочия межмуниципальной кооперации в целях создания региональных программ и проектов социально-экономического развития;
– полномочия национально-культурной автономии (самоуправления) в области национально-культурного развития титульного народа округа, в частности, в области развития государственного языка, преподавания национального языка, книгоиздания, управления культурными учреждениями данного народа и т.д.;
– полномочия избирательного округа по выборам депутатов Народного Собрания РД.
При формировании территории округов в интересах социально-экономического развития принято считать, что территория такого округа определяется регионально-географическими, транспортными и иными природными обстоятельствами. Однако субъектом социально-экономического развития является организованное солидарное общество, неорганизованное население не способно к развитию. В условиях Дагестана субъектом социально-экономического развития являются народы, и поэтому условием эффективности округов является совпадение территорий муниципального и национально-культурного округов.
Решение об образовании административно-территориальных округов может быть принято законом Республики Дагестан. Опыт создания управленческих округов уже существует в ряде субъектов Российской Федерации.
Устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без создания условий для национального единства Дагестана. Республике нужен новый порядок представительства народов Дагестана в органах государственной власти, который бы исключал этнотерриториальную конкуренцию и создал условия для национального единства.
Введение регионального (окружного) уровня администрирования и придание региональным титульным народам статуса государствообразующих народов позволит перейти к принципу регионального представительства в органах государственной власти Дагестана. Представители от округа необязательно должны принадлежать к региональной титульной нации, но могут быть любой нации при условии, что они пользуются доверием населения округа. Данный механизм и явится условием сближения народов и национального единства.
Дагестану жизненно важно прийти к национальному единству, освободить государственное и муниципальное управление от этнической конкуренции и коррупции и открыть дорогу для устойчивого социально-экономического и национально-культурного развития.
Автор – советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса