Купить PDF-версию
X
09:39 28.12.2017

О стратегии развития Дагестана

Хамау Ибрагимов-Бамматули
Выпуск - 2017 №№ 386-409
108

Дагестан уже длительное время сталкивается с трудностями в социально-экономическом развитии. Активно обсуждаются их причины и пути выхода: кадровые решения, конкретные экономические проекты и инвестиции, борьба с коррупцией и другие.

В то же время стратегический подход к решению этой проблемы показывает, что для того, чтобы перейти от отдельных проектов к расширенному социально-экономическому развитию, которое только и может решить проблемы населения Дагестана, необходимо прежде всего осуществить реформирование самой модели и структуры управления.

Необходимость уточнения и корректировки стратегии развития связана, во-первых, с общероссийскими процессами: ужесточением бюджетного контроля, осознанием необходимости повышения производительности труда, а во-вторых, с процессами реформирования системы государственного управления, которые начались с назначением врио Главы Дагестана В.А. Васильева.

В чем же суть курса управления, реализуемого в настоящее время? Применяемое доселе централизованное вертикальное управление экономикой, природными и земельными ресурсами не исключает олигархическое развитие экономики республики. При этом муниципальные экономики, малое и среднее предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство остаются лишенными ресурсов и средств к развитию.

Между тем в силу исторических особенностей развития, недостаточной индустриализации, недофинансирования социально-экономической инфраструктуры в советский период и последующей угрозы в Дагестане, утраты управляемости в настоящий период крайне востребовано расширенное социально-экономическое развитие на местном уровне. Иначе говоря, востребована местная или «народная экономика». Очевидно, что республике нужны изменения в стратегии и политике экономического развития.

В статье Руслана Лугового в «Дагестанской правде» от 26 октября с.г., посвященной обсуждению нового вектора реформ в Дагестане, говорится о необходимости унифицированной системы государственного управления, единой для всей страны, с упором на развитие местного самоуправления. Способом достижения этого признается унитарная модель управления. Идея о необходимости перейти к унифицированной системе государственного управления, единой для всей страны, с упором на развитие местного самоуправления не вызывает возражений.

Однако в отношении унитарной модели управления возникают вопросы. История нашей страны показывает, что если Ленин достаточно широко использовал принцип национальной автономии при государственном строительстве, то начиная со Сталина и вплоть до перестройки 90-х годов в стране фактически реализовывалась унитарная модель управления. Спрашивается, почему эта модель, которая не сработала в в тот период, должна сработать сейчас, когда уровень самосознания и индивидуализации людей существенно возрос?

В этой связи предлагается рассмотреть современные инновационные технологии управления, которые бы соответствовали специфическим и сложным условиям общественного и экономического развития Дагестана.

Унифицированное управление, единообразно эффективно действующее на уровне Центра и периферии, может быть реализовано на основе универсальной модели управления.

Структурный элемент унитарной системы управления – административно-территориальная единица состоит из публичной администрации и множества объектов управления, не способных к саморазвитию, соответственно, расширенного развития на низовом уровне не происходит.

Структурный элемент универсальной системы управления – административно-территориальный кластер, состоящий из единой унифицированной публичной администрации и множества специфицированных внутренних окружных администраций. Таким образом, универсальная система управления – это сложная многоуровневая система управления, соединяющая в себе централизацию (унификацию) и сетевую организацию структурного элемента системы управления (спецификацию). Данная модель управления дает возможность совместить централизованное государственное управление и субсидиарное, децентрализованное управление на основе полноценного местного самоуправления, что и является условием расширенного социально-экономического развития.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие конкретные предложения по оптимизации системы государственного управления и местного самоуправления Республики Дагестан:

– развитие полноценного местного самоуправления на основе передачи муниципальных земельных, природных и иных ресурсов, избыточно находящихся в республиканской собственности, в местную собственность;

– смещение акцента от отраслевого принципа управления к территориальному на основе введения регионального (окружного) уровня управления;

– создание условий для национального единства Дагестана на основе перехода от национального квотирования к региональному представительству в органах государственной власти Дагестана.

Заметим, право органов местного самоуправления на административное управление «самостоятельно и под свою ответственность» закреплено в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан.

Кроме того, в связи со сложной структурой дагестанского общества – этнической, языковой, географической, транспортной и т.д. – эффективное социально-экономическое развитие, способное поднять уровень жизни населения, возможно только на основе полноценного местного самоуправления, т.е. управления местными ресурсами и хозяйственно-экономической деятельностью самими муниципальными образованиями.

Стремление перетянуть управление земельными, природными и бюджетными ресурсами на уровень руководителя республики противоречит российскому законодательству. В то же время не исключены факты коррупции со стороны глав муниципальных образований, которые зачастую используют конституционное право на самостоятельность местного самоуправления в своих узкокорыстных целях.

Поэтому в Дагестане остро стоит вопрос о правильном взаимодействии государственного управления и местного самоуправления как публичного управления, не входящего в систему органов государственной власти.

Мировой опыт стран с глубокими традициями местного самоуправления, в частности Германии, показывает, что условием правильного согласования государственного управления и местного самоуправления является институт муниципальных округов. Муниципальный округ является для государственного управления средством региональной спецификации управления, а для муниципальных образований – средством объединения управленческих и материальных ресурсов для решения общих задач.

Необходимость введения регионального (окружного) уровня управления в Дагестане в настоящее время признается практически всеми. Так, в настоящее время существуют территориальные округа, введённые Р.Г. Абдулатиповым: Северный, Центральный, Горный и Южный. Однако полноценных управленческих округов в настоящее время не существует, и принципы формирования округов, критерии определения их территорий и компетенций, порядок формирования администрации и т.д. остаются неясными.

Исходя из сказанного, мы можем сформулировать обоснованные принципы формирования регионального (окружного) уровня администрирования, которые должны иметь следующие полномочия:

– полномочия муниципального округа или полномочия межмуниципальной кооперации в целях создания региональных программ и проектов социально-экономического развития;

– полномочия национально-культурной автономии (самоуправления) в области национально-культурного развития титульного народа округа, в частности, в области развития государственного языка, преподавания национального языка, книгоиздания, управления культурными учреждениями данного народа и т.д.;

– полномочия избирательного ок­руга по выборам депутатов Народного Собрания РД.

При формировании территории округов в интересах социально-экономического развития принято считать, что территория такого округа определяется регионально-географическими, транспортными и иными природными обстоятельствами. Однако субъектом социально-экономического развития является организованное солидарное общество, неорганизованное население не способно к развитию. В условиях Дагестана субъектом социально-экономического развития являются народы, и поэтому условием эффективности округов является совпадение территорий муниципального и национально-культурного округов.

Решение об образовании административно-территориальных округов может быть принято законом Рес­публики Дагестан. Опыт создания управленческих округов уже существует в ряде субъектов Российской Федерации.

Устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без создания условий для национального единства Дагестана. Республике нужен новый порядок представительства народов Дагестана в органах государственной власти, который бы исключал этнотерриториальную конкуренцию и создал условия для национального единства.

Введение регионального (окружного) уровня администрирования и придание региональным титульным народам статуса государствообразующих народов позволит перейти к принципу регионального представительства в органах государственной власти Дагестана. Представители от округа необязательно должны принадлежать к региональной титульной нации, но могут быть любой нации при условии, что они пользуются доверием населения округа. Данный механизм и явится условием сближения народов и национального единства.

Дагестану жизненно важно прийти к национальному единству, освободить государственное и муниципальное управление от этнической конкуренции и коррупции и открыть дорогу для устойчивого социально-экономического и национально-культурного развития.

Автор – советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Статьи из «Экономика»

Шаг за шагом укреплять экономику

8
Совсем скоро 2024-й канет в Лету. Каким он был в стране,...

Наши достижения и вызовы

4
Уходящий год стал одним из самых сложных периодов для экономики нашей республики за...

Ключевые результаты

4
Министерство имущественных и земельных отношений РД, подведя итоги 2024 года, отметило значительные достижения в различных направлениях. Об этом говорили на...

Труд должен быть безопасным

140
Деятельность Государственной инспекции труда в Республике Дагестан охватывает множество...

Квадратный метр: вниз или вверх

10
Сфера жилищного строительства, пожалуй, ключевая в...

Плодородный Дагестан

32
Последние годы характеризуются уверенным ростом фруктово-ягодного потенциала Дагестана,...

Проверяй, но доверяй

13
Предприниматели республики получили возможность встретиться лицом к лицу с...

Исламский банкинг на подъёме

33
Исламский банкинг стал важной частью финансового ландшафта многих стран Ближнего Востока и...

Самострой продолжается…

16
В материале «Мораторий на апартаменты, или К чему нам дома без коммуналки?» мы писали о...

Главная книга фермера

11
Дагестан является ключевым животноводческим регионом страны, и очень важно принять все...

Пиковые значения

17
Декабрь, традиционно напряженный в плане финансовых трат, только начался, однако...

Показали высокий класс

9
Дагестанская команда приняла участие в крупнейшем событии – во Всероссийском чемпионате...