Один лот – один автобус
Кризис ценообразования при формировании тарифа на проезд в общественном транспорте Махачкалы все ощутимее сказывается на содержимом карманов жителей нашей столицы. Теперь, прежде чем оплатить, без вопроса к водителю о стоимости проезда просто не обойтись.
На одних маршрутах тариф вырос до 23 рублей, а где-то по-прежнему с пассажиров берут принципиально лишь 17 рублей. А вот цена на проезд по маршруту Махачкала – Ленинкент выросла безальтернативно.
Небывалое дело: водители ряда маршрутов устроили забастовку, отказавшись поднимать стоимость проезда. Долгие годы было наоборот, но ситуация, когда две транспортные муниципальные компании могли диктовать цены на проезд, похоже, безвозвратно ушла в прошлое. В настоящем в Махачкале из МУПов создали 8 транспортных предприятий. Одна из них – компания «Третий парк» из Санкт-Петербурга, которая, обладая финансовыми ресурсами, запустила на своих маршрутах в Махачкале несколько десятков новых автобусов.
Казалось бы, все складывается отлично. Теперь на рынке транспортных услуг появились условия для здоровой конкуренции, и цены на перевозку пассажиров будет регулировать сам рынок. Подспорьем тому, что по законодательству этот вид тарифа не подлежит регулированию со стороны государства, в данном случае муниципалитета. Однако независимый профсоюз водителей и предпринимателей РД в лице его руководителя Исалмагомеда Набиева утверждает об обратном.
Принявшие участие в забастовке водители усматривают в действиях компании «Третий парк» не что иное, как рейдерство и использование административного ресурса в попытках вытеснить их с рынка перевозок. Инициатива повышения тарифа, по их мнению, исходит от компании «Третий парк», которая тем самым готовит благоприятные финансовые условия для дальнейшего захвата всего рынка пассажироперевозок.
Конфликт, уже отчасти вылившийся в социальное недовольство людей и отдельные протестные акции, стал предметом слушаний, организованных Общественной палатой РД. Проблема эта не только социальная, она по сути больше экономическая. От того, как успешно будет организована система пассажирских перевозок, в прямой зависимости – суммы налоговых поступлений в бюджет Дагестана. Денежный оборот в данной сфере немалый, долгие годы она была в «тени», очень важно, чтобы под предлогом оптимизации, поменяв участников рынка перевозок, не сохранилась сама суть коррупционных отношений, в наличии которых в Дагестане никто не сомневается.
Задача эта нелегкая, и потому необходим обмен мнениями по выработке рекомендаций по наиболее оптимальному решению данной проблемы, заявили, предваряя оживленную дискуссию, модераторы встречи. В их качестве выступили председатель комиссии по общественному контролю и экспертной деятельности Общественной палаты РД Наби Ахадов и руководитель комплексной рабочей группы Общественной палаты РД Деньга Халидов.
На слушания были приглашены представители общественных организаций, республиканских и муниципальных органов власти, а также территориальных управлений федеральных структур. Свою позицию по ситуации с тарифами изложил первый зам. министра транспорта и дорожного хозяйства РД Леонид Липсиц.
«В этом вопросе я не буду оригинален, – сказал он. – Необходимо прежде всего руководствоваться пунктами закона, регламентирующего сферу транспортных перевозок». Липсиц выразил несогласие по ряду предложений, высказанных в выступлении Наби Ахадовым. В частности, о возможной отмене процедур медицинского осмотра водителей, которые проводятся в настоящем формально, или о возможности использования на маршруте старого транспорта, если он в надлежащем состоянии.
Невозможность подобной «самодеятельности» Леонид Липсиц объяснил законами страны, регламентирующими правила организации деятельности транспортных предприятий. Подчеркнув, что в процессе формирования тарифа Министерство транспорта и дорожного хозяйства не участвует, он в то же время привел доводы обоснованности повышения тарифа: инфляция, повышение стоимости ремонтных работ и проч. По его мнению, повышение позволит обеспечить налоговые поступления от транспортников и повысить безопасность пассажиров. А протест водителей отдельных маршрутов против повышения тарифа на проезд охарактеризовал нежеланием работать открыто и прозрачно. Липсиц также заявил о существующих государственных мерах по субсидированию транспортных компаний в целях снижения стоимости проезда.
В своем выступлении лидер профсоюза водителей и предпринимателей РД Исалмагомед Набиев не согласился с докладчиком. Он подробно изложил суть концепции, при реализации которой в процессе легализации перевозок могли бы принять активное участие все водители маршрутных такси. По его словам, реализация «дорожной карты», составленной согласно его предложениям, была одобрена Главой Дагестана, создана рабочая группа, но по непонятным причинам после трехмесячной деятельности ее работа была свернута без объяснений.
Суть предложения лидера профсоюзов: дать возможность всем водителям работать в статусе индивидуальных предпринимателей (ИП), это, по его мнению, позволит снизить себестоимость транспортных услуг, так как у ИП целый ряд налоговых льгот и преференций. Процесс объединения их в ассоциации разрешит проблемы управляемости деятельности предпринимателей, в итоге налоговые поступления вырастут в разы, а система взаимоотношений водителей с государственными структурами станет открытой и понятной.
Вопрос, заданный Леониду Липсицу руководителем комплексной рабочей группы Общественной палаты РД Деньгой Халидовым, был следующим: по какой причине была свернута реализация «дорожной карты»? Ответ чиновника ясности в разгоревшиеся позже дискуссии не внес. Скорее наоборот. Главный пункт доводов замминистра был неубедительным: Липсиц пояснил, что ИП, участвуя в конкурсе, по его успешному завершению вступающий в договорные отношения с транспортной компанией, обслуживающей конкретный маршрут, статус предпринимателя теряет.
Со слов отдельных выступающих, конкурсы на участие в перевозках проводятся формально, не допускаются на рынок индивидуальные предприниматели. Одни участники слушаний высказались о необходимости создания одной или нескольких крупных транспортных компаний с соответствующей материально-технической базой, другие ратовали за поддержку представителей малого бизнеса. В общем в Общественной палате схлестнулись интересы малого и крупного бизнеса, и по выступлениям прослеживалось, кто на чьей стороне.
Выступлений было много, столько же было высказано разных мнений и предложений для решения проблемы. К примеру, был озвучен факт наличия у «Третьего парка» исключительно нового транспорта в пику имеющимся в настоящем на маршрутах старых машин остальных перевозчиков. Как оказалось, водители «Третьего парка» работают на полставки, а в остальных компаниях – на 0,25, соответственно и налогов платят меньше. Но и «Третий парк» не добирает налогов. В случае участия в перевозках предпринимателей по фиксированной налоговой ставке, по заверениям лидера профсоюзов, налогов в бюджет поступит значительно больше. Речь о 225 млн рублей в год против 19 млн рублей, которые собираются в настоящем.
Примечательно, что заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Рустам Муртазалиев заявил о том, что ведомством заведено дело, пока речь идет только о подозрении на наличие сговора между транспортными компаниями в повышении стоимости проезда. Что касается организации проведения аукционов, он заявил об инициативе УФАС по РД, предлагающей проводить конкурсы, допуская к торгам всех индивидуальных предпринимателей по схеме «один лот – один автобус», подчеркнув при этом, что водители и транспорт должны соответствовать предъявляемым требованиям, способным обеспечить безопасность пассажиров. Не исключил он также возможности наличия индивидуальных предпринимателей на одном маршруте с автобусами транспортных компаний – речь о создании условий для здоровой конкуренции.
Будет ли достигнут компромисс в сфере организации транспортных перевозок – покажет время.