Купить PDF-версию
21:51 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X
10:42 23.07.2021

Опасные связи

Стать жертвой мошенников можно не только на улице. С развитием технологий злоумышленники стали атаковать телефоны, планшеты и компьютеры с помощью вредоносных программ. Используя методы социальной инженерии, они выманивают секретную информацию у банковских клиентов. Абсолютной защиты от вирусных атак нет, однако разумные меры предосторожности способны минимизировать риски потери денег.

О том, почему люди продолжают попадать в сети жуликов, какие новые схемы обмана населения они используют и как защитить свои сбережения, говорим с управляющим Отделением Банка России – Национальным банком по Республике Дагестан Мурадом Идрисовым.

– Мурад Саниевич, расскажите о наиболее распространенных уловках мошенников, которые они используют, чтобы завладеть сбережениями доверчивых людей.

– Все действия мошенников направлены на получение доступа к персональным данным клиента, реквизитам и секретным данным банковской карты, чтобы впоследствии списать с нее средства. Стандартная схема может включать и звонки с так называемых подменных номеров, которые у адресата высвечиваются как официальные номера банка.

Мошенники по-прежнему активно используют приемы социальной инженерии. Во время разговора они обращаются к собеседнику по имени и отчеству, могут назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения они, как правило, получают из открытых источников, например, из социальных сетей, и с помощью фишинга – такого вида интернет-мошенничества, когда, используя спам, сайты-двойники, почтовые и мгновенные сообщения, у пользователей выманивают конфиденциальную информацию.

К тому же преступники психологически воздействуют на человека: говорят быстро и уверенно, используют финансовые термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу колл-центра. Все это помогает вызвать доверие у собеседника и добиться потери его бдительности.
Например, говорят, что по карте проводится подозрительный платеж на крупную сумму, и, чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код, цифры с оборотной стороны или одноразовый пароль из СМС. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему говорят, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.

Аферисты запугивают и торопят клиента, давят эмоционально и уверяют, что случится что-то непоправимое, поэтому люди часто теряются и сообщают свои персональные данные и данные банковских карт. Если мошенникам удается узнать нужную информацию, они получают доступ к счету и опустошают его. Иногда им даже удается убедить человека перевести свои деньги на якобы безопасный счет, который им называют мошенники.

– При этом схемы ведь постоянно меняются. Появились ли какие-то новые способы обмана?

– Мошенники все реже стали представляться сотрудниками банков и Центрального банка и все чаще – сотрудниками правоохраны. Более того, они сообщают гражданину, что против него якобы возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Напомню, что сотрудник полиции звонить не будет, а пришлет повестку. А регулятор не обращается с заявлениями в правоохранительные органы по операциям без согласия клиента, это не в его компетенции, тем более в отношении лиц, которые обслуживаются в кредитных организациях.

– Каковы основные причины распространения кибермошенничества?

– В первую очередь это излишняя доверчивость людей. По сути для завязки разговора всего-то нужно знать номер телефона и фамилию, имя, отчество. Злоумышленники либо играют на чувстве страха потерять сбережения, либо убеждают в том, что сейчас можно быстро получить легкие деньги. Это может быть якобы компенсация, возврат налога, плата за участие в опросе и т. д.

– Как защититься от кибермошенников? Есть ли простые правила финансовой безопасности?

– Если вам позвонили и представились сотрудником банка, уточните данные и должность собеседника, завершите разговор и наберите в ручном режиме официальный номер банка, указанный на обороте карты или на сайте. Ни в коем случае не перезванивайте на номер из списка входящих звонков и не отправляйте сообщения на незнакомые номера, не переходите по подозрительным ссылкам.

И всегда помните: ни при каких обстоятельствах нельзя никому сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: трехзначный код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Спрашивать по телефону персональную информацию о вашей карте сотрудники банка не имеют права. Исключение составляет только кодовое слово, и то в том случае, если вы сами позвонили в банк.

Если дело касается акций, предложений, информации о разного рода выплатах в Интернете, не стоит переходить по ссылкам из писем незнакомых отправителей. Также рекомендую установить на все свои гаджеты антивирус и регулярно обновлять его.

При запросе перевести пожертвование на счет какой-либо известной организации лучше зайти на ее официальный сайт и убедиться, что она действительно проводит сбор денег. На сайте должны быть указаны реквизиты организации или ссылки на страницы, где деньги можно перевести безопасным способом.

Кроме того, рекомендую внимательно относиться к той информации, которую вы обнародуете в Интернете, будь то социальные сети, интернет-магазины и так далее. К сожалению, охотники за чужими деньгами не дремлют и придумывают всё новые технологии обмана. Поэтому и уровень финансовых знаний нужно непрерывно повышать. Этому вопросу Банк России уделяет большое внимание.

Сотрудники Отделения по республике проводят лекции, презентации и другие мероприятия по повышению финансовой грамотности. Эта работа ориентирована не только на школьников, студентов, воспитанников социальных учреждений, но и на взрослое население, пенсионеров, работников учреждений и организаций, представителей бизнеса.

В прошлом году в связи с пандемией все мероприятия были переведены в онлайн-формат, и результат получился очень хорошим. Для максимального удобства населения Банк России создал сборник лекций по финансовой грамотности в формате аудиокниги. Он доступен бесплатно на сайте fincult.info. Сборник можно скачать, набрав в поисковой системе слова «аудиолекции Финансовая культура».

– Что делать и куда обращаться, если неприятность произошла и с банковской карты списали средства?

– Если вы столкнулись с мошенничеством и со счета, к которому привязана банковская карта, списали деньги, прежде всего необходимо позвонить в банк по номеру, указанному на карте, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту. Затем обратиться в отделение банка, попросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией. Экземпляр заявления с отметкой о его приеме нужно сохранить. Банк рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если операция была международной – в течение 60 дней. Также можно оставить свою жалобу в интернет-приемной на сайте Банка России.

Помимо этого, необходимо написать заявление о совершенном преступлении в ближайшем отделении полиции. В случае утери банковской карты лучше сразу ее заблокировать, воспользовавшись приложением соответствующего банка или позвонив на «горячую линию». Это позволит сохранить ваши средства на счете.

Похожие

Итоги удовлетворительные

92
По количеству просмотренных уроков о финансовой грамотности Дагестан занял второе место среди регионов России. Охват школ финансовым просвещением составил 72,4 %...

Когда от тёщи есть прок

49
Несмотря на пандемию, рост темпов строительства в нашей стране остаётся значительным....

Не на тех нарвались

91
Проблема социальной инженерии это не только вопрос технической безопасности того или иного...

Нужен холодный расчёт

36
Знакомьтесь: мисселинг. Это недобросовестная практика продаж, при которой информация о...

Составляющая экономического мышления

34
Каждый знает, что такое деньги, но не все умеют с ними...

Кредитор обязан действовать разумно

36
Чтобы найти деньги на решение срочных бытовых...

Неотъемлемый элемент функциональной деятельности

45
В современных условиях при разработке...

«Бесплатных» денег меньше. Финансово грамотных – больше

59
Несмотря на бурный рост безналичных платежей, наличные – банкноты и монеты – остаются важной частью...

Статьи из «Банкинг»

Инструмент сбережения

27
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Рефинансирование: отсрочка неизбежного

17
Агрессивная тактика ценовой политики чуть ли ни...

Халяльные финансы

46
Так называемое партнерское финансирование широко распространено во многих странах. Оно...

Инфляция как вызов. Бизнесу нужно больше активности

16
Рост ключевой ставки Центробанка РФ...