Оператор контроля
Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Документ решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации: закрепил казначейское исполнение бюджетов в РФ, обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным Законом о бюджете, определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств, установил ответственность главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.
На современном этапе установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов, созданы условия для электронного документооборота с клиентами.
Казначейство России является оператором важнейших государственных информационных систем: в сфере государственных и муниципальных закупок, в части осуществления платежей в пользу государственного сектора экономики, в вопросах обеспечения транспарентности данных бюджетного процесса и т.д.
В последние годы внедрен ряд новшеств в работе казначейства, позволивших усилить контроль за расходованием средств бюджета, повысить оперативность и прозрачность платежных операций. Реализован масштабный проект в направлении казначейского сопровождения крупных государственных контрактов (в том числе с применением совершенно нового механизма – казначейского аккредитива).
Изменился порядок доведения целевых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на реализацию государственных программ в регионах: теперь эти средства аккумулированы на Едином казначейском счете, а в бюджет субъекта РФ перечисляются только при возникновении фактической потребности через лицевые счета органов казначейства, открытые в рамках переданных полномочий. Сегодня 100% средств федерального бюджета, выделяемых субъектам РФ, расходуются через счета органов Федерального казначейства, чем обеспечивается текущий контроль за их целевым использованием.
Казначейский учет бюджетных и денежных обязательств обеспечил возможность осуществления контроля за исполнением получателями средств бюджета своих обязательств, принятых в договорной либо бездоговорной форме.
В соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок с 2017 года органы казначейства осуществляют контроль информации, размещаемой заказчиками федерального уровня в сети Интернет. С учетом наличия технических, технологических и информационных ресурсов органы казначейства также осуществляют контроль в сфере закупок в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней в случае передачи им соответствующих полномочий органами власти.
Казначейством реализуются механизмы предоставления краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Решаются задачи по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, минимизации рисков возникновения и роста дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета.
В феврале 2016 года полномочия Федерального казначейства расширились: Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» ему переданы функции упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю в финансово-бюджетной сфере. В рамках реализации новых полномочий органы казначейства осуществляют последующий контроль за соблюдением бюджетного законодательства при расходовании средств федерального бюджета.
Изменились принципы и подходы к финансово-бюджетному контролю, а также критерии эффективности: если раньше это было количество проведенных проверок, то сейчас казначейством пристальное внимание уделяется предупреждению нарушений в бюджетной сфере. Как результат – заметно возросли качество и эффективность государственного финансового контроля.
Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан функционирует с 1996 года. Являясь федеральным институтом власти на территории республики, Управление играет значительную роль в становлении и развитии финансовой системы региона.
Возглавляет республиканское казначейство Сайгидгусейн Магомедов. Управление, деятельность которого начиналась в нескольких кабинетах в составе небольшого штата работников, за прошедшее время по числу работников, технической оснащенности и значимости решаемых задач стало одним из крупных и передовых территориальных органов в системе Федерального казначейства России. Коллектив Управления – это команда высококвалифицированных профессионалов, грамотных финансистов, которые неустанно трудятся на улучшение финансового климата в республике.
Управление Федерального казначейства по РД, выполняя задачи кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, реализует важнейшие задачи в процессах бюджетирования.
В соответствии с Соглашениями, подписанными Управлением Федерального казначейства по Республике Дагестан с Правительством РД, с 2019 года казначейство в процессе осуществления кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета будет дополнительно осуществлять следующие функции:
— учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета;
— санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием единого агрегатора торговли;
— осуществление полномочий получателя средств республиканского бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Дагестан местным бюджетам в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
В соответствии с частью 7 статьи 99 Закона о контрактной системе Правительством Республики Дагестан принято решение о передаче Управлению с 2019 года функций по контролю в сфере закупок, о чем заключено письменное соглашение.
Наличие всех указанных полномочий позволит казначейству подвергать более тщательной проверке санкционируемые платежи и исключить вероятные злоупотребления в сфере государственных финансов.
На протяжении более чем четверти века со времени своего воссоздания Казначейство России продолжает трансформироваться в структуру, обеспечивающую бесперебойное и эффективное кассовое обслуживание бюджетов и государственных внебюджетных фондов на уровне лучших международных практик.