Ориентиры стратегии развития определены
Таких документов на моей памяти было несколько. Принимались стратегии развития республики до 2010 года, до 2015, до 2020… Много о них говорили, долго обсуждали, принимали в виде законов и … благополучно забывали.
Будет ли иной судьба Стратегии-2030, принятой депутатами в первом чтении на прошедшей недавно сессии Народного Собрания РД? Положительный ответ на этот вопрос продиктован несколькими обстоятельствами.
Первое обстоятельство – сам подход к документу. Раньше можно было в Стратегии прочитать примерно следующее: к такому-то году выпуск промышленной продукции возрастет на 17,32 процента. Так и хотелось спросить составителей документа: ребята, вы серьезно считаете, что можете предсказать развитие ситуации с точностью до сотых долей процента? За наукообразными терминами, за обилием цифр трудно угадывались перспективы. Составители нынешней Стратегии учли это.
Второе обстоятельство – реальная оценка нынешней ситуации и понимание того, что завтра эта ситуация может ухудшиться. Что толку от выделенных денег, если они не осваиваются? Об этом говорил на сессии парламента и Глава Дагестана Сергей Меликов. По его словам, «обеспокоенность вызывает крайне низкое освоение средств Республиканской инвестиционной программы. На сегодня профинансировано только 13 % от плана (20,6 млрд рублей), а фактический объем выполненных строительных работ еще меньше. Фактическое освоение бюджетных средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, составляет чуть более 5 млрд рублей, или 18 % от годовых объемов финансирования». А ведь полгода уже прошло!
Несмотря на имеющиеся проблемы, опять же по словам Сергея Меликова, в текущем году планируется ввести в эксплуатацию 126 социальных объектов (38 школ, 40 детских садов, 4 объекта здравоохранения, 2 объекта культуры, 40 объектов спорта). Такое количество объектов за один год вводится в эксплуатацию в Дагестане впервые, и этот показатель один из самых высоких в стране. Чтобы догнать среднероссийские, таких показателей необходимо держаться несколько лет. В Стратегии прописано и это.
Следующее обстоятельство – это привязка бюджета к целям Стратегии. Раньше одни чиновники принимали бюджет, другие – стратегию, и параметры этих документов не всегда согласовывались. Учтено и это. Как сказал на сессии Сергей Меликов, не может Стратегия идти в одну сторону, а бюджет – в другую.
Другое обстоятельство основывается на том, что чиновники начали понимать: одного желания, намерения мало, нужно это желание подтверждать действиями и финансами. То есть если туризм определяется приоритетом, это должно вылиться в принятие определённых бюджетных решений, а не только в слова. В текущем году на строительство, ремонт и реконструкцию дорог к объектам и местам туристической привлекательности направляется 1,8 млрд рублей. И объем таких средств в последующие годы должен многократно возрасти, поскольку туристическая инфраструктура должна соответствовать нашим возможностям и преимуществам. Учтено ли это в Стратегии-2030? Несомненно.
Сейчас наша страна переживает сложный период, трудно сказать, что будет завтра, послезавтра, трудно прогнозировать результаты и просчитывать последствия того или иного шага. Как подчеркнул Сергей Меликов, в таких условиях особенно нужны стратегия и стратегическое видение социального и экономического развития республики на определенный период. Нужно четко понимать, где находятся точки роста, на которые надо делать ставку.
Уверенности в том, что Стратегия–2030 не останется лишь на бумаге, добавляет и то, что ее реализация разделена на три этапа. Первый, подготовительный, практически уже завершился: сформирован сам документ, определены приоритеты, механизмы реализации, ресурсы, завершена работа по согласованию с заинтересованными сторонами и исполнителями.
На следующем этапе (2022–2024 годы) необходимо создать базовые условия, инфраструктуру для устойчивого социально-экономического развития республики. И уже на завершающем этапе запустить модели роста, наращивать мультипликативные эффекты от реализации национальных проектов, инвестиционных вложений в развитие инфраструктуры.
Есть ещё одно очень важное обстоятельство. Одновременно со Стратегией–2030 совместно с Минэкономразвития России разработана также и модель экономического развития Дагестана. Моделью определены пять прорывных проектов – по развитию каспийского туристического кластера, плодоовощного кластера, обувной промышленности, стекольного промышленного кластера и развитию транспортно-логистической инфраструктуры республики. Эти прорывные проекты красной нитью вплетены в Стратегию развития.
«Хочу отметить, что разработка и реализация Стратегии абсолютно не освобождают нас от текущей работы по созданию условий комфортного жизнеобеспечения дагестанцев. По сути это и есть наша стратегия – создать нормальные условия жизни каждому дагестанцу», – подчеркнул руководитель республики.