Особенности уборки несформированной территории под МКД


Не всегда земельные участки поставлены на кадастровый учет и включены в состав общего имущества собственников помещений: до сих пор сохраняются несформированные территории. Давайте разберемся, какие есть особенности их содержания.
Под «несформированным» участком следует понимать земельный участок, не поставленный на кадастровый учет и не входящий в состав общего имущества.
В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По смыслу ч. 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» указанный собственник не праве распоряжаться землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома.
Таким образом, собственники помещений, независимо от того поставлен ли земельный участок на кадастровый учет и перешел ли он в общую долевую собственность собственников помещений, в любом случае пользуются определенным «куском» этой территории (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.05.2020 г. № 89-КАД20-1-К7).
Верховный Суд в определении от 17.04.2018 № 50-КГ18-7 отметил, что возложение на пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Здесь же суд делает другой вывод: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
В пользу того же вывода: есть часть 9 статьи 55.25 ГрК, закрепляющая, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под котором не образован, не обязаны принимать участие, в т.ч. финансовое, в содержании прилегающей территории.
Соответственно, собственники как пользователи территории вправе самостоятельно определить особенности уборки в договоре управления/уставе: что именно убирается, с какой периодичностью (с опорой на нормативы).
И содержание «вспомогательных» элементов территории вроде межквартальных проездов – тоже скорее право, чем обязанность: содержание зависит от тарифа, а тариф – от площади. Предусмотреть, сколько именно метров должны содержать УО/ТСЖ/ЖСК, в случае с несформированным участком, невозможно. Даже с учетом правил благоустройства на местном уровне.
Почему в данном случае нельзя говорить о недобросовестности? – потому что как раз на администрации (или ином публичном органе) лежит обязанность предпринять меры по формированию придомовой территории.
Статьи из «ЖКХ»
Под крышей дома моего

«Черная метка» от энергетиков. «Дагэнерго» грозит коммерсантам отключениями света за долги

Скажем им спасибо

Коммуналке нужна модернизация

После ремонта – комфорт
