X
08:18 06.08.2020

Остановка «Банкротство». Конечная?

Завоз в Махачкалу автобусов Нефтекамского автомобильного завода, известных в народе как «метан», нельзя было назвать однозначно верным решением. Тогда, шесть лет назад, предполагалось, что гиганты городских маршрутов позволят частично решить проблему перевозки льготных категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, студентов и школьников, а заодно разгрузить основные магистрали города.

Со временем ценовая политика перевозчиков создала все предпосылки, чтобы льготным проезд можно было считать лишь отчасти, но предугадать это не стоило большого труда. А все больше съёживающиеся улицы дагестанской столицы для «метанов» становятся тесноватыми, мягко говоря, так что метить на разгрузку улиц было глупо. Тем не менее уход «Нефазов» с рынка пассажирских перевозок сулит как минимум отсутствие каких-либо намеков на льготность (транспорт считается народным именно благодаря невысокой стоимости проезда) – раз. Второе – 277 млн рублей республиканского бюджета, потраченных на закупку 69 автобусов, в этом случае можно считать пущенными на ветер.

Если разбираться в тонкостях, следует понимать, что этот вид общественного транспорта по сей день относится к категории отрасли, осуществляющей перевозки по нерегулируемым тарифам. В свое время в администрации Махачкалы «ДП» пояснили, что происходить это будет до тех пор, пока либо уполномоченный орган местного самоуправления, либо уполномоченный орган региона – транспортное управление при администрации Махачкалы или Минтранс РД – не сочтут нужным внести изменения в нормативно-правовой акт о регулируемости тарифов. А это соответствующий регламент: проведение конкурса, иная контрактная система и так далее. Другими словами – морока, нудные бюрократические проволочки, с которыми даже сами чиновники не в силах справиться, да и желания у них нет.

Как показывает время, ни одно из ведомств так и не сочло нужным обуздать скачки цен за проезд. Зато стандартную процедуру по традиционной схеме перевозчики в очередной раз успешно провели в прошлом году: повышение – возмущение – УФАС и… Торжество несправедливости – время, обстоятельства и высшие силы, как всегда, остались не на нужной стороне. Как следствие неразберихи – деятельность ГУП МПАТП №2, в чье ведение и были переданы автобусы «Нефаз», была приостановлена, начата процедура банкротства.

Попытавшись по просьбе читателей разъяснить ситуацию с исчезновением в недавнем народного автобуса с махачкалинских улиц, «ДП» обратилась в администрацию Махачкалы. Напомним, столичная мэрия в июне этого года, в самом начале возникновения проблемы, сообщила о необходимости поиска ее решения, чем и планировала заняться всерьез. Однозначную позицию – защитить интересы предприятия и пассажиров – озвучил и региональный Минтранс. Уже во второй половине лета и в городской администрации, и в отраслевом министерстве от причастности к решению вопросов, каким-либо образом связанных с работой автобусов, открестились, перенаправив запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Дагестану.

Ни одно из ведомств так и не сочло нужным обуздать скачки цен за проезд. Зато стандартную процедуру по традиционной схеме перевозчики в очередной раз успешно провели в прошлом году: повышение – возмущение – УФАС и… Торжество несправедливости

Судя по ответу налоговиков, задолженность ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие №2» по обязательным платежам составляет 207 млн рублей, в том числе задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов значится в размере 161 млн рублей, и возникла в результате судебных споров.

«В 2014 году решением Арбитражного суда г. Москвы в пользу ГУП «МПАТП №2» была взыскана компенсация за счет средств федерального бюджета в возмещение убытков, связанных с предоставлением льготным категориям граждан бесплатного проезда в городском, пригородном и междугородном внутриреспубликанском сообщении. После вступления в силу судебного акта деньги были перечислены предприятию.

Уже в 2015 году определением Верховного суда РФ все судебные акты в пользу предприятия были отменены. Судебная коллегия по экономическим спорам определила, что вопросы социальной поддержки населения, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации. После этого возникла обязанность у предприятия – вернуть денежные средства в бюджет. В апреле 2016 года ГУП была предоставлена отсрочка для исполнения определения суда сроком на 18 месяцев.

Таким образом, предприятие на сегодняшний день работает в условиях банкротства. Кроме того, конкурсным управляющим проводятся мероприятия, предусмотренные законодательством о банкротстве, в том числе оспаривание сделок, возврат дебиторской задолженности, оформление прав на имущество», – сообщили в Налоговой службе.

Даже не разбираясь в инакомыслии, свойственном формулировкам юристов и чиновников, стоит понимать, что ничего хорошего от происходящего пассажирам ждать не стоит. На это более чем недвусмысленно указывает ситуация с вмешательством в рынок местных пассажирских перевозок иногородних компаний, под предлогом обеспечения качества увеличивающих в цене услугу. На фоне остающегося прежним качества. Субъективное мнение, однако основывающееся на фактах: прокатило с благими намерениями в прошлый раз, прокатит с нарисовавшимся банкротством и в этот.

Но неутешительный вывод следует еще и из другого обстоятельства. Судебная ошибка может привести к тому, что народный транспорт попросту исчезнет со столичного маршрута, уступив место в прямом смысле старым и совсем уж недобрым маршруткам окончательно. Пока еще держащие оборону троллейбусы остаются в строю. Но неспособность пассажирских предприятий Дагестана выдерживать натиск заезжих конкурентов, а уж тем более выходить победителями из судебных разбирательств может избавить Махачкалу и от «рогатых» автобусов.

Монополизация? Да ну, что вы?! Бросьте! Всего лишь здоровая конкуренция.

Похожие

Изгнанники из транспортного рая

30
Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще...

Маршрут перестроен. Спрашивается: зачем?

122
Каждое повышение стоимости проезда в...

Статьи из «Экономика»

Эффективная площадка для привлечения инвестиций

8
Северный Кавказ – регион с богатой...

Капитальный ремонт: достижения и вызовы

8
Отношение дагестанцев к фонду капитального...

Горным территориям – новое развитие

7
Дагестан сохранил позитивную динамику...

Полоса без препятствий

12
В Южном Дагестане идет бурное развитие сельского хозяйства. В частности, в Дербентском...

Дождь собственного производства

50
Проблема засушливости земель в Дагестане ставит перед...

Инвестируем в будущее

15
В России в январе 2025 года получили старт два десятка новых национальных проектов. Всего на эти цели до конца 2030 года планируется направить более 40 трлн бюджетных и...

КИФ-2025 ждёт инвесторов

20
Как уже сообщала «Дагестанская правда», в Минеральных Водах с 25 по 27 мая пройдёт Кавказский...

Время возможностей

14
Проведение в Дагестане Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время...