Пассажироперевозки: главные условия развития
Известно, что состояние дорог, да и вообще их наличие – ахиллесова пята не только нашей республики, но и всего государства, тогда как от состояния транспортно-дорожного комплекса и эффективности его функционирования во многом зависит социально-экономическое развитие региона.
Аксиомой является также то, что слабо развитая дорожная сеть способствует застою экономики в целом. О том, как в России и в Дагестане, в частности, решаются вопросы дорожной сети, мы опубликовали сегодня материал на первой странице газеты. Дело движется – не с космической скоростью, но все же идет.
Тем не менее на фоне прошлых попыток наведения порядка в области пассажироперевозок в республике большую часть происходящего нельзя не назвать исключительно как именно попытками. И самое главное – бизнес этот обходит стороной необходимость уплаты налогов и обеспечения безопасности пассажиров.
Безопасность на транспорте, жизнь, здоровье людей – это безусловный приоритет. Особенно это касается наиболее востребованного общественного транспорта. Требования к безопасности должны быть самыми жёсткими. Следует выстраивать взаимосвязанную систему маршрутов, организацию работы пересадочных узлов, чтобы обеспечить надёжность транспортных услуг. Важно обеспечить стабильность тарифов для социально уязвимых слоёв населения прежде всего. Для реализации обозначенных планов нужна согласованная работа представителей государственных органов, бизнеса и научного сообщества.
Еще один вопрос – профессионализм тех, кто нас возит. Хорошо еще, что не попадаются те самые «дорогу покажешь»… И говоря о профессионализме, стоит напомнить, что в Дагестане сегодня несколько учебных заведений выпускают специалистов в сфере транспорта. Но крайне важно, чтобы транспортные предприятия в связке с вузами и колледжами организовывали учебные центры по подготовке востребованных специалистов, разрабатывали учебные программы с учётом запросов работодателя. Повторюсь, но ведь именно от уровня профессиональной подготовки, наработанного опыта специалистов в прямой зависимости находятся надёжность и безопасность транспортного комплекса.
Сегодня республике нужны эффективный и доступный рынок транспортных перевозок, система, которая обеспечила бы согласованную работу перевозчиков, владельцев подвижного состава. Новые задачи, стоящие перед отраслью, требуют решения многих системных проблем, внедрения новых механизмов привлечения инвестиций. Нужно создавать равные условия для всех перевозчиков, что приведет к здоровой конкуренции и улучшению качества оказываемых населению услуг. Очевидно, что нужны источники финансирования. И здесь следует опираться на механизм государственно-частного партнёрства.
Еще одна беда – протестные акции водителей маршруток являются следствием определенного рода попустительства городских властей, правивших Махачкалой в недалеком прошлом. К сожалению, избавиться от последствий подобной политики оказалось делом непростым. Прежняя городская власть своей недальновидностью и склонностью к эгоистичной наживе поставила пассажироперевозки и весь общественный транспорт в зависимость от условий, создатели которых, как правило, сначала организуют забастовку, потом увеличивают цены на свои услуги. Обоснованно или нет – другой вопрос. Важно то, что от действий капризных бизнесменов страдают пассажиры – люди, работающие на экономику, но простаивающие часами на остановках в зыбкой надежде все же попасть на работу. И это праздник для таксистов (еще одна тема для дальнейших публикаций, кстати).
Учитывая, что вопрос функционирования региональной транспортной системы – одна из фундаментальных задач, стоящих перед республикой в деле привлечения инвестиций, важно помнить о необходимости консолидации усилий, направленных на решение вопросов разработки и реализации предложений по созданию современной и эффективной транспортной инфраструктуры Дагестана.
По мнению экспертов, для решения этой задачи необходимо в первую очередь разработать и реализовать госпрограмму современной развитой транспортной инфраструктуры, которая позволит улучшить инвестиционный климат в республике, развивать рыночные отношения и повысить конкурентоспособность региона.
Подробнее об этом – в следующих номерах «ДП». Следите за нашими публикациями.