Пить ли детям молоко?
Госинспекторами Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан получены результаты исследований образцов молока и молочной продукции, производимой в регионе.
Напомним, что в период с 11 по 15 февраля в рамках выполнения плана пищевого мониторинга на 2019 год, а также исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РД – министра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова, озвученного в ходе совещания по вопросу поставки качественной молочной продукции в социальные учреждения республики, Россельхознадзором был проведен отбор проб молочной продукции.
Для проведения лабораторных испытаний и определения наличия в продукции растительных жиров, не заявленных в составе производителем, а также выявления фальсификата все пробы были доставлены в Ставропольскую межобластную ветеринарную лабораторию.
Согласно полученным данным, 10% проб не соответствуют требованиям технического регламента Таможенного Союза «О безопасности молока и молочной продукции». В результате исследований в пробах сладко-сливочного несоленого масла «Южанка» местного производства выявлен бета-ситостерин, что свидетельствует о наличии в продукции растительных жиров и трансжиров. Согласно действующим нормативам в сливочном масле должен содержаться только молочный жир, полученный из молока животного происхождения, наличие растительных жиров напрямую свидетельствует о фальсификации продукции, пояснили в ведомстве.
– В числе несоответствующих проб оказались образцы сливочного масла, отобранные в одном из детских садов Махачкалы, у поставщика продукции в соцучреждения и непосредственно на производстве, – сообщила «ДП» пресс-секретарь регионального Россельхознадзора Лейла Маммадаева. – По согласованию с прокуратурой в отношении недобросовестных производителей будут приняты меры административного наказания. Информация о выявлении фактов несоответствия продукции критериям качества, влекущее нарушение потребительских прав граждан, направлена в Росаккредитацию для прекращения действия декларации о соответствии.
«Доят» покупателей
Статистика Роскачества за 2018 год приводит довольно удручающие цифры: каждая третья бутылка питьевого молока в России – фальсификат. К таким выводам пришли в ведомстве по итогам изучения популярных торговых марок. Чтобы увеличить объемы производства, в продукт добавляют растительный жир, а чтобы снизить себестоимость, используют сухое молоко.
Независимые эксперты констатируют: в составе питьевого молока не может быть ничего другого, кроме самого молока. Сухое молоко – полноценный молочный продукт, но если его используют при розливе, то производитель должен указать это на этикетке. В этом случае продукт должен называться «молочный напиток» или «восстановленное молоко». По факту же в подавляющем большинстве случаев начинка упаковки скрывается за многообещающими слоганами, убеждающими в том, что молоко чуть ли не в самом магазине надоено прямо из коровы полчаса назад. «Фермерский продукт», иными словами.
А это еще одна уловка производителей молока и молочной продукции — формулировка «фермерский продукт». Но это вовсе не означает, что продукт произведен на ферме под контролем самого производителя. Последний чаще всего слывёт лишь переработчиком, не владеющим фермами. Однако называть конечный продукт «фермерским» закон ему не запрещает.
В итоге из покупателей «доят» деньги, зазывая откровенной ложью. Но даже в том случае, если молоко действительно коровье, а не порошковое, не стоит обольщаться его полезностью. «Ни один молочный продукт не застрахован от присутствия антибиотиков, – комментирует терапевт Нина Колосова. – Причина кроется в основном ингредиенте – молоке, в которое лекарственные препараты попадают из организма коровы. Налицо очевидные риски для здоровья человека, когда регулярное потребление продуктов, в составе которых присутствуют антибиотики, приводит к накопительному эффекту. Антибиотики перестают действовать, для лечения требуется значительно повышать дозу, что не может положительно влиять на организм».
В идеале, если животное лечили антибиотиками, молоко отправляется на переработку только после того, как анализы покажут, что из организма коровы полностью выведены лекарства. На деле же производители не тратят времени и средств на безопасность покупателей.
И рыба, и мясо
Накануне ряд СМИ опубликовал информацию о том, что Правительство России поручило Россельхознадзору, Роспотребнадзору и Роскачеству согласовать список торговых марок и производителей продукции животного происхождения – мяса птицы, вареных колбас, сыров и сырных продуктов – для отбора и лабораторных исследований. Таким образом российский кабмин планирует собрать объективную картину качества и безопасности продукции и установить долю фальсификата.
В дагестанском Россельхознадзоре информацию подтвердили. На производственных предприятиях и объектах торговли уже отобрано несколько десятков проб вареной колбасы, сыров и мяса птицы. Из общего числа отобранных образцов 57% — колбасные изделия, 37% – сырные продукты и 6% – мясо птицы. Большая часть отобранных проб приходится на Махачкалу, Кизляр и Кизилюрт.
В случае выявления несоответствующих проб производителям продукции грозят штраф по ст. 14.43 ч.1 КоАП РФ и отзыв декларации. В местах торговли продукция, не соответствующая по показателям технических регламентов, будет снята с реализации, сообщили «ДП» в ведомстве.
Политика – за здравие
Следует ли связывать активизацию проверок с Посланием Президента? Не станем утверждать, но в своей речи глава государства четко дал понять: «Наше естественное преимущество – это огромные природные возможности, их нужно использовать для увеличения производства экологически чистой продукции. Поручаю Правительству создать защищенный бренд отечественной чистой «зеленой» продукции, он должен подтверждать, что в ее производстве использовались только безопасные для здоровья людей технологии, служить гарантией качества на внешнем и внутреннем рынках.
В то же время Президент напомнил, что Правительство предлагает серьезно пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности, поддержав идею. Как успешно справится кабмин с собственными предложениями в свете новых поручений руководителя страны, покажет время. Скажется ли это на оздоровлении пищевой продукции? Нам всем хотелось бы этого не в меньшей степени, нежели налаживание отношений с политическими партнерами. Ведь здоровье нации – богатство страны, так ведь говорят. Тоже неплохой бренд.