Подайте бедному чиновнику…
Когда чиновников упрекают в отсутствии должного внимания к проблемам людей, они, словно оправдываясь, обычно говорят: денег нет. Понятно, что на республиканский бюджет тоже влияют кризис, девальвация, инфляция и прочие экономические штучки. Но почему в Дагестане годами не решаются и те проблемы, которые не требуют финансовых вложений?
Побережье Каспийского моря
Большая его часть давно для дагестанцев и гостей республики стала запретной территорией. Рекреационную зону незаконно прихватизировали дагестанские депутаты, главы районов, министры и прочие «слуги народа». Непонятливым жителям республики, все еще надеющимся на защиту российского закона, охранники этих зон доходчиво объяснят, что посторонним сюда вход строго воспрещен. А контролирующие и надзирающие органы, призванные обеспечить законность в регионе, спокойно взирают и на этих вооруженных людей, охраняющих покой хозяев многочисленных незаконных дворцов на Каспии, и на бесконечные шлагбаумы и заборы от Сулака до Каспийска.
Центральная площадь Махачкалы
Почти двадцать лет она открыта только для дорогих автомобилей чиновников. Много раз общественность обращалась к городским и республиканским властям с предложением восстановить через площадь движение и для общественного транспорта. Эксперты уверены, что такое решение приведет к уменьшению пробок в городе. Но, несмотря даже на обещания высокопоставленных чиновников, проблема так и не решена. Более того, остаются закрытыми в столице республики улицы Оскара, Горького и другие магистрали.
Стадион «Динамо»
Он недоступен, не каждый пенсионер или школьник сможет пройти на его территорию, чтобы заняться физкультурой или спортом. «Неужели, чтобы стадион «Динамо» снова распахнул свои ворота перед дагестанцами, нужны бюджетные деньги?» – спрашивают махачкалинцы. Можно добавить, что сокращаются территории школ и детсадов, исчезают дворовые площадки и скверы. Сносят памятники, чтобы возвести торговые комплексы. Строят без соблюдения градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных нормативов. Нарушают право граждан на благополучную среду обитания. По сути сегодня массовые незаконные застройки превратили Махачкалу в непроходимые бетонные джунгли. Особенно от такой архитектурной политики страдают водители автомобилей специальных служб – скорой и пожарной. Они многократно перекрывают все нормативы, когда по срочному вызову пробираются по городским лабиринтам к больному или на место пожара.
«Генплан, на который потратили немалые деньги, превратили в фикцию. Чиновники ведут себя в городе как мародеры. И конца этому варварству не видно. Впрочем, если главный архитектор занял под свой роскошный то ли дом, то ли мастерскую тротуар в Редукторном поселке, то чего тогда ожидать от других, менее ответственных чинуш?!» – пишут блогеры.
Для решения проблем, с которыми люди сталкиваются чуть ли не ежедневно, от чиновников, согласитесь, нередко требуется лишь внимательное отношение к заявлениям граждан. Представителям власти достаточно лишь добросовестно выполнять свои служебные обязанности, чтобы снять напряжение в обществе, создать комфортную среду для людей. Но часто они даже свою зарплату не отрабатывают.
Эльтавский лес
Еще в 2015 году руководители республики обещали спасти и придать ему статус природного парка. Как известно, Махачкала – один из самых неблагополучных городов в стране. По оценке Минприроды России, она на последнем месте в экологическом рейтинге городов. Только около 4% территории города составляют парки и скверы, тогда как по нормативу должно быть не менее 50%.
Чиновники из Министерства природных ресурсов и экологии Дагестана неоднократно заверяли журналистов, что скоро Эльтавский лес точно объявят «особо охраняемой лесопарковой зоной». Но пока суд да дело, его территория уже сократилась наполовину. По официальным данным, большие чиновники построили там огромные дома.
Кстати, в соседнем Ставрополе по инициативе общественности за месяц создали «зеленый щит». Депутаты краевой думы поддержали предложение активистов и экологов о создании зеленого пояса вокруг города. В лесозащитный пояс Ставрополя включили более 4 тыс. га лесных массивов, парков, аллей и скверов, расположенных внутри и вокруг краевого центра. Власть там, видимо, слышит голос электората и старается служить народу.
Интересно, что в Дагестане на реализацию таких общественно полезных проектов у депутатов и чиновников не только денег, но и времени не хватает. А на спорные и капиталоемкие проекты и средства найдутся, и поддержку наверху получат. Что-что, а хороший «буджет» чиновники научились успешно «осваивать». За почти десять лет строительства, к примеру, стоимость спорного водозабора в Самурском лесу выросла в два раза. Под благородными лозунгами «Обеспечим Дербент водой» республиканские чиновники без обязательной государственной экологической экспертизы, с проектной документацией сомнительного происхождения и вопреки протестам общественности и экологов уже «закопали» в уникальном реликтовом лесу и рядом с ним около 600 млн рублей государственных средств.