При взаимодействии с властью
Под занавес уходящего года принято подводить итоги и формировать планы. Насколько успешным был 2024 год в реализации планов, какие задачи поставлены перед Гильдией на будущее? Эти и другие вопросы мы задали президенту Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО», председателю Общественного совета при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана Али Шабанову.
– Ассоциация динамично развивается уже 15 лет, – рассказывает он. – Основные наши задачи включают создание системы отбора профессионалов, повышение качества работ и обеспечение безопасности строительства. С удовлетворением отмечу, что на эти аспекты мы все больше и больше влияем. У нас в гильдии 670 юридических лиц и ИП, которые активно участвуют в реализации национальных и региональных программ в сфере строительства.
Подтверждение тому, в 2024 году строительными компаниями заключено 85 контрактов на общую сумму 127,8 млрд рублей.
Мы стараемся быть полезными строителям. Выстраивая прочные партнерские отношения со своими членами, оказываем всестороннюю поддержку и содействие в осуществлении профессиональной деятельности, в том числе во взаимоотношениях с профильными министерствами и надзорными органами.
Также наше оперативно-информационное сопровождение позволяет организациям – членам Гильдии формировать объективное представление об изменениях в законодательстве, состоянии строительного рынка, потенциальных партнерах и конкурентах.
Хочу с благодарностью к многочисленному коллективу Ассоциации отметить, что цели, которые были определены в приоритетных направлениях деятельности Ассоциации на 2024 год, в целом достигнуты.
Вместе с тем есть задачи федерального и регионального уровней, стоящие перед строительной отраслью, которые предстоит решать и в новом 2025 году. Саморегулирование в строительстве, как и любой постоянно действующий механизм, требует донастройки с учетом актуальных задач и вызовов.
– Существуют конкретные планы?
– Да, контур нововведений уже прочерчен. Группа депутатов внесла на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект № 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Предлагаемые изменения носят комплексный характер и охватывают весь институт саморегулирования в строительстве.
Изменения призваны обеспечить условия для формирования действенных механизмов ограничения деятельности недобросовестных и неквалифицированных подрядчиков, повышения открытости принимаемых СРО решений, а также усиления ответственности и введения санкций в отношении СРО за неисполнение своих контрольных функций.
В наших планах и в дальнейшем использовать потенциал саморегулирования для создания системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, повышения качества работ и услуг, обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства.
– Вы являетесь председателем Общественного совета при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана. Видно, что к вам прислушиваются и взаимодействие с властью у строителей в настоящее время есть. Вы удовлетворены работой Совета?
– В целом да. Гильдия строителей СКФО с первых лет своей деятельности выстраивает конструктивные отношения с республиканскими органами власти. Мы регулярно проводим конференции, форумы и круглые столы, на которых обсуждаются актуальные вопросы состояния и развития строительного комплекса республики, а также различные совещания, связанные с исполнением государственных и муниципальных контрактов. Теперь ко всему работают и площадки Общественного cовета.
В феврале 2023 года я был избран председателем Общественного совета при Минстрое РД. Это большая ответственность и большие возможности для обсуждения проблем развития строительного комплекса, формирования позиции профессионального сообщества. Общественный совет ныне стал центром притяжения для профессионалов. Его состав сформирован из компетентных специалистов и экспертов в области изысканий, проектирования и строительства, а также образовательной деятельности. На заседаниях рассматриваются различные аспекты развития строительной отрасли, заслушиваются отчеты об исполнении национальных проектов. Причем очень позитивно, что критика и предложения экспертов воспринимаются властью с большим вниманием.
В 2024 году нами были рассмотрены и приняты резолюции по целому ряду направлений, таким, к примеру, как развитие кадрового потенциала, состояние индустрии строительных материалов, обеспечение безопасности инвестиционных проектов и реализации цифровой трансформации в строительстве. Уверен, замечания и предложения, сделанные экспертами отрасли, будут полезными для общего дела.
– Определенно, минувший год для экономики страны был непростым. Что, на ваш профессиональный взгляд, необходимо в среднесрочной перспективе, чтобы успешно справиться с вызовами, которые в настоящее время стоят перед строителями?
– Для качественного развития строительного комплекса необходимо и дальше совершенствовать межведомственную координацию. Мы за усиление ответственности заказчиков и подрядчиков, за устранение административных барьеров и противодействие недобросовестной конкуренции. Нам также нужны прозрачные тарифы на подключение объектов к инфраструктуре.
Начало уже положено, но важно более интенсивно внедрять цифровые технологии в строительстве. Цифровизация нашей отрасли остается одной из главных задач. Дагестан активно внедряет ГИСОГД и ИСУП, но подрядные организации не проявляют должной заинтересованности к цифровой трансформации. Процесс перехода в цифру требует государственной поддержки и существенных финансовых затрат.
Правительство России утвердило субсидирование проектов комплексного развития территорий в депрессивных регионах. Дагестану необходимо активно включаться в эту программу для дополнительной поддержки застройщиков. Перспективу развития строительной отрасли мы также связываем с более деятельным освоением собственных минерально-сырьевых ресурсов и внедрением современных технологий.
Пока же у нас высоки риски применения некачественных материалов. Нам необходимы системный подход к контролю качества строительных материалов и внедрение цифровых решений для предотвращения оборота фальсифицированной продукции.
В последние годы увеличение цен на стройматериалы стало критичным, и требуется госрегулирование в этом сегменте. Проблема государственных закупок связана с неквалифицированными заказчиками и подрядчиками. Необходимо предпринять меры для повышения эффективности госзакупок и борьбы с демпингованием. НОСТРОЙ дорабатывает алгоритмы оценки деловой репутации подрядчиков для содействия заказчикам в выборе наиболее опытных и надежных исполнителей.
– Вы часто говорите о проблеме рабочих рук в отрасли. Проблема все еще актуальна?
– Кадровая проблематика по-прежнему остаётся вызовом для строительной отрасли. Нам еще предстоит решить эту задачу. Необходимы новые подходы в деле подготовки молодых специалистов. А для этого должна быть проведена комплексная работа, создана материальная база учреждений и новые образовательные методики, а также дорожная карта с разбивкой на этапы, когда и каких результатов нужно достигать.
Пожалуй, это весь перечень первостепенных задач, стоящих перед строительной отраслью. Уверен, они разрешимы только в тесном взаимодействии власти и профессионального сообщества.