Купить PDF-версию
20:13 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
07:31 11.04.2008

Рост цен на хлеб можно остановить

В нашей стране в структуре расходов средней семьи затраты на питание занимают чуть ли не главное место. И для России повышение стоимости продовольствия неизмеримо болезненнее, чем, например, для США, где расходы семьи на продукты питания составляют менее десяти процентов от доходов. А для Дагестана, жители которого из-за бедности потребляют хлеба почти в полтора раза больше, чем в целом по стране, наиболее губителен факт его подорожания.

И это произошло — в течение февраля-марта текущего года в Махачкале на семисотграммовую буханку формового хлеба из пшеничной муки первого сорта розничная цена подскочила с 11 до 13, а потом — и до 16 рублей. Словом, сбылись худшие прогнозы коллег из центральных СМИ, которые еще в декабре прошлого года предрекали, что после марта месяца не исключается новый скачок цен, и потребителям придется пробить новые дырки в поясах, чтобы затянуть их потуже.

Запомнился махачкалинец, который выложил на прилавок 15 рублей за буханку хлеба, а потом, когда продавщица сказала, что хлеб стоит 16 рублей, покраснел, безуспешно поискал в карманах отсутствующий рубль и был вынужден принять подаяние. Торговку хлебного ларька на другой окраине города покупатели  довели до слез. «Все, особенно женщины, проклинают за подорожание хлеба, — причитала она. — Разве я виновата в этом. Торговая наценка составляет всего один рубль». Словом, повторяются забытые было картинки хрущевской голодухи начала шестидесятых годов прошлого века.

По данным Международного совета по зерну, в 2007 году был собран самый обильный урожай зерновых культур за всю историю планеты. То же самое можно сказать о нашей стране, в которой в минувшем году произведено около 80 млн тонн зерна (более чем 500 килограммов на человека). Следовательно, цены на зерно и на хлеб зависят не столько от количества  выращенного, сколько от аппетитов бизнес-структур, занятых в растениеводстве, мукомольной и хлебопекарной промышленности, и торговых посредников.

Рост цен на зерно — положительный фактор даже в том случае, когда влияет на цену хлеба насущного, поскольку стимулирует крестьян выращивать много и качественного зерна, от обилия которого зависит, в частности, и продуктивность животных. С этой точки зрения не особо должно волновать то, что за год цены на одну тонну продовольственного зерна выросли от 4 тысяч до 8,4 тысячи рублей.

Грань этичности преступают те бизнес-структуры, которые перемалывают зерно в муку, пекут из него хлеб. Например, произведем грубый расчет. Позвонив по телефону «шесть и все четверки», выясним стоимость 50-килограммового мешка пшеничной муки первого сорта с доставкой — это 700 рублей. Путем нехитрых расчетов определим, что, перемолов одну тонну зерна в муку и засыпав в мешки, мукомолы выручают 14 тысяч рублей. Исходя из розничной цены семисотграммовой буханки хлеба (16 рублей) подсчитаем и выручку хлебопеков за выпечку одной тонны хлеба — она составляет 23 тысячи рублей. Получается, что на каждом килограмме хлеба, который в Дагестане стоит 23 рубля, зернопроизводитель и зерноторговец зарабатывают 8 рублей 40 копеек, мукомол и торговец мукой — 5 рублей 60 копеек, хлебопек и хлеботорговец — 9(!) рублей.

В течение последних двух месяцев коллеги из других газет и телевидения то и дело вызывают хлебопеков «на ковер» и рост цен на хлеб, как правило, объясняют ростом цен не только на зерно, но и на энергоносители.

Но ни один директор хлебозавода не покажет представителям СМИ калькуляцию на выпечку формового хлеба. Трудно представить себе, что мукомол или хлебопек тратит на производство тонны продукции больший объем энергоносителей, чем их потребляет для выращивания тонны зерна хлебопашец. Сложно предположить, что покупающий оптом сотни тонн муки хлебопек платит за муку те же деньги, что платит за нее рядовой гражданин на базаре.

Наша газета уже писала о том, что находящиеся в ведении пайщиков сельских райпотребобществ пекарни реализуют хлеб чуть ли не на треть дешевле, чем в столице республики. Или взять калькуляцию пекарни в поселке Красноармейск. Она сейчас из-за технических неполадок не работает, но в феврале, когда в Махачкале буханку хлеба продавали по 13 рублей, они продавали ее по 8. Вот их февральская калькуляция на выпечку хлеба из одного мешка муки:

1. мука «Баракат»  630 рублей мешок;
2. плата пекарям   80 рублей;
3. электроэнергия   20 рублей;
4. дрожжи и соль    20 рублей;
5. доставка (т.р. расх.) 10 рублей;
6. налоги   20 рублей;
7. реализуется из пекарни –
8. прибыль 20 рублей.
Всего 800 рублей.

Раньше все мелкие частные пекарни сразу же вслед за крупными хлебобулочными предприятиями поднимали цены на свою продукцию с таким расчетом, чтобы розничная цена их буханки уступала розничной цене буханки крупных хлебопекарных предприятий на рубль. В последний раз не все последовали за «старшими», на окраинах города много точек, где буханку хлеба производства мелких пекарен реализуют по 14, а то и по 13 рублей. Возможно, что в несоблюдающих корпоративные интересы пекарнях участятся проверки качества продукции и соответственно — санкции контролирующих структур.

Может возникнуть вопрос о том, что делается в других регионах России, в которых тоже растут цены на хлеб. Например, как сообщают СМИ, в городах и деревнях Калужской области выпекают и продают по цене шесть рублей буханку ржаного хлеба. Хлеб этот так дешев потому, что объявлен социальным продуктом и дотируется администрацией. У наших соседей в Ставропольском крае, где ежегодно выращивают по две тонны зерна на каждого человека, хлебозавод № 3 объявил о грядущем росте цены на один килограмм хлеба с 12,54 рубля (700-граммовая буханка 9 рублей) до 16 рублей (700-граммовая буханка 12 рублей). В ответ на это Минсельхоз края пообещал решить вопрос о продаже заводу пяти тысяч тонн зерна по закупочной цене 5-6 рублей за килограмм. Вспомним, что к подобной мере прибег и Минсельхоз РД в конце прошлого года. Наш пример показывает, что такие меры носят временный характер и неэффективны.

Считаю, что Правительству РД необходимо обстоятельно разобраться и объяснить народу причины роста цен на хлеб. Они не только в росте цен на зерно, но и в поведении коммерческих и хозяйственных структур, взимающих с общества непомерно высокое вознаграждение и тем самым нарушающих золотое правило бизнеса: «Никогда не делать того, что ущемляет права других, что могло бы повредить слабейшим в обществе». С мукомолами, поскольку в Дагестане почти не осталось работающих мельниц, трудно разобраться. Но хлебопекам республики следовало бы снять гриф коммерческой тайны со своих калькуляций и доказать обществу правоту своих цен.

И еще одно. Поскольку в столице республики Махачкале не сформировалась конкурентная среда, обеспечивающая божеские цены на главный продукт питания — хлеб, то реально возникает необходимость создания мощного и оборудованного в унисон требованиям времени государственного хлебозавода. Иначе завтра хлебопеки потребуют с нас, как то бывало в годы войны, по ковру за каждую буханку.                            
 

Статьи из «Экономика»

Власть, близкая к народу

3
Новая Россия новые праздники. Один из них, безусловно, День местного самоуправления. Указ о его учреждении подписал Президент РФ в июне 2012 года. Призван он...

Рынок сбыта расширяется

40
Сегодня в стране мер поддержки предпринимательства действует много. А после прозвучавшего...

Под пристальным вниманием

3
Энергосистема Дагестана, подверженная из-за крайней изношенности высокой аварийности,...

Чеки онлайн

4
УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который...

ГЖИ мониторит ситуацию

6
Проект «День собственника» инициирован для того, чтобы в очередной раз напомнить всем...

Есть и обувь, и текстиль

56
Порядка 40 предпринимателей и компаний текстильной, обувной и легкой промышленности вошли в Ассоциацию текстильщиков России (АТР), создав ее дагестанское...

В Махачкале прошла ярмарка трудоустройства

22
Как найти работу? С чего начать? Эти и другие...

Реальные кадры

233
В современном быстроменяющемся мире наличие компетентных и профессионально подготовленных...